Мультикультурный Могилев. Украинская диаспора на Могилевщине: от казаков Богдана Хмельницкого до наших дней
Беларусь — многонациональная страна. Издревле рядом с коренным белорусским населением здесь проживали многие другие народы. Украинцы — не только наши соседи за границей, в качестве этнического меньшинства они проживают и среди нас. История соседства белорусов и украинцев насчитывает немало интересных и трудных страниц. Рассказываем, как жили и как живут бок о бок украинцы и белорусы на Могилевщине.
История украинской диаспоры Могилевщины уходит в глубь веков. Более того, именно на примере нашего региона хорошо видно, как тесно переплелись корни славянских народов. Дело в том, что выходцы из белорусского Поднепровья регулярно пополняли ряды Войска Запорожского. Белорусы бежали в низовья Днепра от религиозных гонений и от феодальных притеснений в Речи Посполитой, а иные шляхтичи вступали в казачество в поисках славы и приключений. Активны были и хозяйственные связи Могилева, крупнейшего торгового центра, Быхова и других городов с соседней Украиной. С Могилевщины туда доставляли лен, лес и пеньку, деревянные и другие ремесленные изделия, с Украины к нам везли хлеб и соль, гнали домашний скот и лошадей.
Из уроженцев Могилевщины вышел ряд видных деятелей украинского казачества. Представитель шляхетского рода из Мстиславля Данила Нечай стал браславским полковником и стоял у истоков восстания Богдана Хмельницкого. В Браславском полку служил и его брат Иван Нечай, ставший затем зятем самого гетмана Запорожского Богдана Хмельницкого и основателем белорусского казачества.
Еще один непримиримый вождь запорожцев, воевавших с польскими властями, Максим Кривонос, также происходил из белорусской шляхты Мстиславщины. А кричевский староста Евстафий Дашкевич вообще стал первым кошевым атаманом Запорожской Сечи, придавшим украинскому казачеству самостоятельную организацию и новое вооружение.
В свою очередь, в ходе войн XVII века между Войском Запорожским и Речью Посполитой города и местечки Могилевщины не раз занимали украинские таборы. В частности, в Старом Быхове стоял казачий гарнизон. При этом старшинская верхушка вынашивала вполне определенные планы присоединения белорусского Поднепровья к Войску Запорожскому. Как говориться, «по независящим от них обстоятельствам» сделать это украинским гетманам не удалось, но некоторая часть казаков, навоевавшись, осела в Беларуси, в том числе и на Могилевщине. Возможно, в их числе были и репатрианты — те, кто бежал на Сечь от своих панов, а затем вернулся с саблей в руках.
Одним из наиболее выдающихся уроженцев Украины того времени в нашем регионе был Георгий Конисский, архиепископ Могилевский, Мстиславский и Оршанский. Он родился в Нежине, в семье сотенного урядника Войска Запорожского. Преподавал в Киевской духовной академии, при этом был сторонником научного, а не сверхъестественного объяснения природных явлений. Могилевским архиепископом был назначен в 1755 году, боролся против дискриминации православных, дважды едва не был убит толпой фанатиков. Но также, ссылаясь на религиозные гонения, содействовал и разделу Речи Посполитой. В Могилеве усилиями Георгия Конисского была открыта православная семинария и типография.
Кстати, 6 августа прошлого года, к 305-летию со дня рождения Георгия Конисского в Могилеве открыли памятник этому выдающемуся просветителю. Памятник представляет собой фигуру высотой 3,6 м, выполненную из бронзы и установленную на постаменте из гранитных плит с памятной табличкой: «Выдатны асветнік зямлі беларускай свяціцель Георгій Каніскі». Высота всей скульптурной композиции составляет 9,3 м.
Инициатива создания памятника белорусскому просветителю появилась в 2017 году, когда к городской власти обратились прихожане и жители Могилева. За увековечение памяти Георгия Конисского в бронзе было собрано около 11 тысяч подписей.
Памятник Георгию Конисскому в Могилеве. Фото: МогилевОнлайн
С присоединением Беларуси к Российской империи связи с Украиной продолжали развиваться. В Могилевской губернии этому способствовало и наличие такой важной водной артерии, как Днепр — хотя в своем верхнем течении он в то время не везде был судоходен. Земли же в Украине, особенно в ее южной части, недавно отвоеванной от Крымского ханства и Османской империи, было много. В отличие от белорусских губерний это был плодородной чернозем, так манивший изнуренных малоземельем «на песочке» белорусских крестьян. Крупное помещичье земледелие в Украине раньше, чем в Беларуси, переходит от крепостнических форм обработки земли к сезонному найму рабочей силы. И на заработки в Украину устремляются тысячи белорусских парней и девчат. Этнограф Зинаида Радченко в конце XIX века отмечает, что «гастарбайтеры» того времени приносят в Беларусь немало украинских песен. Влияние «малороссийского» языка сказывается и на белорусских говорах южных уездов тогдашней Могилевской губернии.
Однако массового притока собственно украинцев в Беларусь тогда не отмечается. Для крестьян смысла переезжать сюда не было, потому что никаких лишних земель в белорусских губерниях не существовало и в помине. Много болот, лесов, и урожайность полей в то время была невысокой. Наоборот, это переселенцы из Беларуси, в том числе и поднепровской Могилевщины, принимали активное участие в земледельческой колонизации хлебородных степей Херсонской и Таврической губерний.
Те из уроженцев Украины, кто мог осесть на Могилевщине, были преимущественно либо отставными военными, солдатами и офицерами, либо чиновниками или священниками.
Из нежинских дворян был отец протоиерея Ивана Григоровича, родившегося в Пропойске и окончившего Могилевскую духовную семинарию. Мать Григоровича была племянницей Георгия Конисского, эту самую семинарию основавшего. Иван Григорович проделал огромную работу по собиранию и изданию исторических документов и других древностей, по научному изучению белорусского языка, по археологическим изысканиям в нашем крае. Именно Иван Григорович издал в 1824 первый в Беларуси археографический сборник, под названием «Белорусский архив древних грамот».
По данным переписи 1897 года, в Могилевской губернии (а она тогда включала в себя и часть современной Гомельщины, граничащей собственно с Украиной), проживало 3 559 украинцев. В 1817 году под Могилевом провел первые в русской армии испытания ракет Александр Засядько, потомок главного артиллериста (гармаша) Войска Запорожского. А спустя много лет украинская и белорусская кровь смешалась в создателе советских космических ракет Сергее Королеве, отец которого был родом из Могилева.
Герои освобождения
В годы Великой Отечественной войны многие уроженцы Украины принимает участие в боях по обороне и освобождению Могилевщины.
Леонтий Черниченко, уроженец Ворошиловградской (Луганской) области УССР, в грозном августе 1941 года был комиссаром 172-й стрелковой дивизии. Полки дивизии героически отбивали танковые атаки немцев на Могилев, в том числе под Буйничами и Гребенево. Использовали и такое неожиданное средство, как конные истребители танков. Нет, всадники не скакали навстречу немцам, под гусеницы бронированных машин. Но неожиданно совершали дерзкие ночные налеты и забрасывали «коктейлями Молотова» немецкие танки на стоянках. После войны Леонтий Черниченко жил в Могилеве.
Рабочий Кировоградского завода «Красная звезда» Григорий Гончарь, политрук роты 172-й дивизии, в составе стрелковой роты отражает фашистские танки под Могилевом. При прорыве из окруженного Могилева тяжело ранен пулеметной очередью. На поле боя его подбирает местная жительница, но развивается газовая гангрена, и две недели политрук борется со смертью. Гончарь смог поправиться и уйти к партизанам в Украину. С 1944 года — в действующей армии, за форсирование Одера Григорий Гончарь получил звание Героя Советского Союза. Жил в Ивано-Франковске.
Алексей Вахненко родился в Николаевской области, в 1941 году закончил Симферопольское пехотное училище. 26 июня 1944 года рота, которой командовал Вахненко, получила приказ форсировать Днепр севернее Могилева. Немцы взорвали мост, и бойцам пришлось переправляться на лодках и бревнах. На противоположный берег высадились только 12 человек, но плацдарм был захвачен. Немцы яростно пытаются сбросить красноармейцев назад в Днепр. Но Вахненко, совершенно неожиданно для врага, поднимает своих бойцов в контратаку. Нацисты были опрокинуты, а группа Вахненко захватила село Требухи. На следующий день группа вышла к Могилеву с севера, где замыкалось кольцо окружения. За освобождение Могилева Алексей Вахненко был удостоен звания Героя Советского Союза. После войны герой жил в Полтаве.
В освобождении Бобруйска принимала участие Днепровская военная флотилия. За эту операцию 1-я бригада ДВФ получила почетное наименование «Бобруйской».
Список воинов-украинцев, сражавшихся на нашей земле, можно было бы продолжать долго.
Модернизация диаспоры
В советское время украинская диаспора Могилевщины начинает быстро расти. Это происходит в связи с индустриализацией и общесоюзной системой высшего образования и распределения кадров. Белорусы ехали строить заводы и дороги в Украину, в Сибирь и на Дальний Восток, а украинские инженеры, специалисты и рабочие прибывали в Беларусь.
«Могилевхимволокно», «Могилевлифтмаш», «Белшину» в Бобруйске и многие другие предприятия строили и запускали уроженцы разных республик, включая УССР.
Общее количество украинцев в Беларуси в сравнении с довоенным периодом увеличилось почти в 3 раза — в 1939 году в БССР проживало 104 тысячи украинцев, а по переписи 1989 года — уже 291 тысяча. Однако с началом экономических реформ 90-х их количество резко сократилось — почти в 2 раза. Перепись 2019 года показала, что в РБ живет 159 656 украинцев.
По данным 2009 года, в Могилевской области проживало 13 110 украинцев, то есть 1,19%. Больше всего украинцев, до 2% населения, проживает в Могилевском, Быховском, Костюковичском и Бобруйском районах. То есть украинская миграция пришлась прежде всего на крупнейшие промышленные и транспортные центры. В Могилевской области проживает 8,26% от всех украинцев Беларуси. Украинцы, как и ранее, составляют вторую по численности национальную диаспору в Могилевской области — после русских. Большинство могилевских украинцев проживает в городах — 10 685 человек, что еще раз подтверждает прежде всего «индустриальный» характер украинской диаспоры.
О роли, которую сыграли украинцы в истории нашего города, говорит даже топонимика Могилева. Фото: МогилевОнлайн
В 2000-х годах миграция украинцев в Беларусь продолжалась. Не эксклюзивными являлись случаи выхода украинок замуж в Беларусь. До 2022 года украинские морские курорты Коблево, Затока, Железный порт и другие являлись излюбленным местом отдыха могилевчан. Иногда курортные романы перерастали в серьезные отношения и межнациональный брак. Женщины составляют большинство в украинской диаспоре Могилевской области — 7 190 украинок и 5 920 украинцев. Однако, возможно, это вовсе не связано с брачной статистикой, а просто украинская диаспора имеет ту же структуру, что и все постсоветские общества, в которых количество женщин с определенного возраста заметно превышает количество мужчин.
В топонимике Могилева отражен и морской курорт — Одесса. Без Чернигова, где еще так недавно хлебом-солью встречали приезжающих «на закупы» белорусов, тоже никуда. Фото: МогилевОнлайн
Не секрет, что большим количеством жителей Украины Беларусь в то время воспринималась как страна порядка и социальной защищенности. По крайне мере, таким мнением они постоянно делились с так любившими отдыхать в Украине могилевчанами и гомельчанами. Правда, оказавшись в Беларуси, украинские граждане зачастую не сразу могли адаптироваться к реалиям белорусского порядка.
В 1991 году в Беларуси было создано украинское общество «Ватра», имевшее свое отделение в Могилеве. Представители украинской диаспоры регулярно принимали участие в фестивале национальных культур Беларуси, проходившем в Гродно. При этом делегация украинской диаспоры выглядела всегда самой яркой и колоритной. Такова уж специфика украинской культуры — насыщенной цветом и энергией, словно сама южная природа. В течение многих лет в многонациональном Бобруйске проводился фестиваль аутентичных культур белорусского Поднепровья, в котором регулярно участвовали и украинские коллективы.
В 2000-х годах крупные украинские диаспоры проявляли себя в Могилеве, Бобруйске, Костюковичах и Горках. В 2005 году в Могилеве на берегу Днепра был установлен бюст Тараса Шевченко. По сообщениям СМИ, к 200-летию украинского поэта, которое отмечалось к 2014 году, могилевское городское общественно-культурное общество Могилева «Днiпро» обратилось к руководству города с просьбой назвать территорию вокруг памятника «Сквер Шевченко» и таким же образом остановку «Гостиница «Турист». Каменный Тарас Шевченко в Могилеве символично смотрит на свой родной Днепр, как будто скучает по родине.
Бюст Тараса Шевченко в Могилеве. Фото: МогилевОнлайн
Культурно-просветительное общество украинцев в Могилеве «Днiпро» было зарегистрировано в 2003 году, оно входит в республиканское объединение «Ватра». Уставная цель общества «Днiпро» — содействие национально-культурному возрождению, сохранение и развитие украинского языка и культуры. Украинское общество входит в Координационный совет общественных и национальных объединений, политических партий и профсоюзов Могилева, наряду с организациями армянской, грузинской, азербайджанской, еврейской и других диаспор.
Украинская диаспора Могилева активно занималась озеленением города, и, по словам председателя «Днiпро» Геннадия Гузия, к 2013 году высадила несколько тысяч деревьев. При объединении действовал ансамбль «Хвыля», который в том же году должен был участвовать в фестивале украинской народной песни в Николаеве, и клуб по интересам «Днепровские зори».
В июне 2019 года украинская диаспора традиционно принимала участие в фестивале национальных культур, проходившем в Могилеве. В том же году украинская диаспора Могилева встречалась с прибывшим в город с визитом чрезвычайным и полномочным послом Украины в Республике Беларусь.
К сожалению, сегодня пополнение украинской диаспоры Могилевской области происходит на фоне трагических событий в самой Украине. Первая волна украинских беженцев стала прибывать в Беларусь еще в 2014 году, после начала военных действий на Донбассе. Неравнодушные жители Могилевщины уже тогда стали оказывать помощь людям, бегущим от войны. В Бобруйске беженцам помогал представитель украинской диаспоры, уроженец Тореза Луганской области Александр Гусаков.
После этого часть людей вернулась назад, часть — осталась работать у нас. С началом российской так называемой СВО Республика Беларусь вновь предоставила убежище тысячам беженцев с Украины.
В 2022 году в Горки из Бердянска Запорожской области прибыл вместе с женой священник Илия Жигула. Он говорит, что выбор его не случайный — по линии бабушки он имеет белорусские корни, сам священник учился в Минской духовной семинарии, а в Горках у него давно живет родной брат, получивший белорусское гражданство. Илия Жигула стал служить в храме Всех белорусских святых и в свои 21 год стал самым молодым священником Могилевской области.
«Нам очень помогли люди»
Мы поговорили с одним из украинских беженцев в Могилеве. Мужчина, хотя и неохотно и на условиях анонимности, согласился рассказать в двух словах историю переезда своей семьи. Многие темы тяжело поднимать из-за нынешней поляризации общества, касающейся политических вопросов. Многое, по словам нашего собеседника, уже не хочется вспоминать.
— Мы приехали в Беларусь в марте прошлого года. Когда начались события в Мариуполе, поняли с супругой, что надо уезжать из города. Помню, слышим — снаряд летит, мы за забором бетонным спрятались, а он совсем рядом и взорвался. Страшно было.
Дети по ночам не спали ни у кого. Все были перепуганные. А как тут нормально себя чувствовать? Магазины не работают, всё разбомблено. Узнали знакомые, что магазин где-то недалеко работает, быстро в машину сели, поехали. А как вернулись — один фундамент от дома остался.
Надо было спасаться. Всё необходимое погрузили в машину, она у меня старенькая, но на ходу. Выезжали с проблемами, если честно, многое не хочется вспоминать. 1500 км проехали, пока добрались до Могилева.
Тут уже спокойнее стало. Нам очень помогли люди. На заправке познакомились с сотрудником, Александром. Он нам нагрел воды, узнал номера служб, куда нам обратиться. Сразу ничего не вышло — туда звоните, а оттуда — ещё куда-то, не знал никто, что с нами делать. Мы двумя машинами ехали: знакомые наши — супруги с тремя детьми, и мы — я, жена, ребенок и теща. 9 человек, в общем. Александр нас всех забрал в свою 2-комнатную квартиру, пока вопросы с нашим жильем решались. Даже карту МТС с интернетом мне подключил, чтобы связь была.
Сейчас у нас всё уладилось, сняли квартиру. Можно было в общежитии жить, но что я уже, на съемную квартиру не заработаю? Нам помогли с работой, трудимся на заводе. В планах — получить белорусский паспорт, всё-таки больше гарантий и прав у граждан. Хотя бы та же оплата больничного листа.
А как закончится это всё в Украине, говорю этому знакомому белорусу — поедем на Азовское море бычков ловить! А из того, что пережили, многое и вспоминать не хочется, не то что пересказывать.
Жители Могилевщины, как и всей Беларуси, остались неравнодушны к трагическим событиям в Украине. Помощь беженцам из Украины оказывается как по линии государственной администрации и белорусского «Красного Креста», так и гражданскими волонтерами. Представитель группы волонтеров в Могилеве рассказал «МогилевОнлайн» следующее:
Дети из Украины в этом учебном году также получили полную возможность продолжить свое обучение в школах Могилевской области.
В республиканском обществе «Варта» неоднократно официально заявляли, что украинская диаспора в Беларуси не испытывает никаких проблем, права этнических украинцев, никак не нарушаются, они имеют все возможности для использования украинского языка и развития своей культуры.
Дружба и сотрудничество между всеми народами, межнациональный мир и гармония — это то, о чем сегодня думают и мечтают и белорусы, и украинцы, и все жители нашего края.