Мультикультурный Могилев. Табор на берегах Днепра: региональная история народа рома
Одной из самых ярких и колоритных национальных групп, проживающих в нашем регионе, является народ рома. Но поскольку традиционно община ромов является достаточно закрытой, большинству людей об их жизни известно не так много. При этом в силу серьезных отличий цыганской и белорусской культур в совместной жизни двух народов немало проблемных моментов. Обо всем этом мы и попытаемся рассказать максимально правдиво и беспристрастно.
Цыгане появляются в Беларуси уже в XV веке, в 1501 году великий князь Литовский Александр Ягеллончик издал специальный привилей для цыган. В Западной Европе этих выходцев из низших каст Индии жестоко преследовали на фоне религиозной и расовой нетерпимости. Но власти ВКЛ проявляли к ним достаточную лояльность, вероятно, будучи заинтересованными в привлечении дополнительного населения в малолюдную в то время Беларусь. Наиболее серьезным ограничением для цыган был запрет занимать государственные должности.
Однако вскоре кочевой образ жизни стал вызывать у властей раздражение, и в 1586 году вальный сейм принимает решение о выселении бродячих цыган, разрешая остаться только оседлым. Однако ищи ветра в поле — ромы продолжали скитаться по Беларуси, останавливаясь в городах и деревнях лишь на зиму.
После присоединения Беларуси к Российской империи цыганам было разрешено приписываться к крестьянскому или мещанскому сословию, но особого энтузиазма переход к обычному существованию этих податных сословий у рома не вызвал. Они и дальше предпочитали вести полукочевую жизнь.
Странствующие психотерапевты
Согласно «Опыту описания Могилевской губернии» Александра Дембовецкого, в начале 1880-х годов в Могилевской губернии проживало 1255 цыган. При этом больше всего их было в Гомельском уезде — 741 человек, в Климовичском уезде — 160, в большинстве остальных уездов — по нескольку десятков человек. В Могилевском уезде цыган не проживало вовсе.
Впрочем, эти цыгане были только приписаны к тому или иному крестьянскому или мещанскому обществу, а на самом деле продолжали переходить из уезда в уезд как Могилевской, так и соседних губерний.
Этнографы достаточно подробно зафиксировали быт цыган Могилевской губернии во 2-й половине XIX века. Да и просто трудно было пройти мимо их привольной и весьма колоритной жизни. Цыгане-мужчины носили одежду на манер крестьянской, но любили высокие смазные сапоги. А вот цыганки одевались очень ярко, поверх одежды набрасывали еще накидку-«капу», под ней надевали… мешок для подаяний. Пестрые платки на голове иногда повязывали как чалму.
Пища цыган была также подобна крестьянской, особенно они любили свиное сало. Но дореволюционные могилевские этнографы отмечают и такую особенность, ныне показавшуюся бы очень странной — ромы употребляли в пищу павших животных, объясняя это тем, что их не зря «Бог убил». Об этом пишет Александр Дембовецкий в своем трехтомном «Опыте описания Могилевской губернии», в котором содержатся и ныне представляющие немалый интерес экономические, географические, этнографические и другие статистические сведения как по современной Могилевской области, так и по части Гомельской. Сам Дембовецкий, кроме губернаторского кресла, занимал еще и должность председателя Могилевского губернского статистического комитета. Впрочем, здесь следует сделать обязательную оговорку о том, что в книге Дембовецкого, при всех ее достоинствах, достаточно много стереотипов и предубеждений, которые были широко распространены в те времена, и с которыми, в отличие от времен нынешних, тогда никто даже не пытался бороться.
Разговаривали цыгане Могилевщины на местном белорусском диалекте, вероисповедания придерживались православного, и только 24 человека на всю губернию были католиками.
Основными занятиями цыганских мужчин была торговля лошадьми, а также их лечение. Женщины традиционно промышляли милостыней, гаданием и лечением, особенно — детей. Зимой цыгане жили, с разрешения крестьян, в пустующих овинах и заброшенных избах. 9 мая, как только появлялась первая трава — корм для лошадей, цыганская семья отправлялась в путь. Ехали на телеге, за которой шло еще несколько лошадей и свиней, составлявших их основное достояние. Останавливаясь на ночлег у водопоя, поблизости от поселений, разбивали шатры. Непременным атрибутом цыганской стоянки был костер.
Поскольку кочевали они по давно знакомым маршрутам, то хорошо знали и зажиточных крестьян в деревнях, и барынь, которым можно погадать. Прибыв на место, без особого промедления шли в село или имение, мужчины и женщины по отдельности. Лошадей лечили, как и людей, различными магическими обрядами. Например, цыган заходил к деревенскому старосте и узнавал, что у него заболел конь. Тогда бродячий знахарь обходил заболевшего коня с ведром воды на голове, шепча заклинания, после чего приказывал хозяину подливать коню в корыто этой воды «три зари» подряд. За эти магические действия и за обещания дальнейшего исцеления знахарь получал угощение, продукты с собой и деньги, а попутно узнавал у старосты, у кого еще болеют лошади. И шел к указанным селянам, где дальше все повторялось с теми или иными вариациями. Например, бока больной кобылы могли натираться «заговоренной» веревкой.
Что касается гадания, то это ремесло также пользовалось неизменным спросом у женской части как в деревне, так и у прислуги и даже хозяек фольварков. Барыни, страдая от скуки в удаленных сельских имениях, охотно слушали гадания цыганок и по руке, и по картам. А еще это представление могло сопровождаться плясками и пением. Барская награда бывала щедрой — и бумажными ассигнациями, и серебряными монетами. В деревне цыганки также старались обойти все дворы, минуя только самые бедные. Не все им верили, иногда цыганки ошибались явно, например, предсказывая «скорое замужество» женщинам, уже успевшим обзавестись семьей. Но крестьянки вступать в конфликт с гадалками опасались, веря в их сверхъестественные способности. Выполняли цыганские знахарки и такие «медицинские» операции, как заговор больных зубов, оказывали «психотерапевтические услуги».
Пляски под шатрами
На ярмарки в разных местах тогдашней Могилевской губернии цыгане съезжались таборами до 100 шатров, стояли там и по неделе. Тут цыгане обменивались информацией о том, где что сколько стоит, особенно лошади, и где последних лучше сбыть. Тут же молодые цыгане и цыганки знакомились между собой, здесь договаривались о свадьбах.
Ромы из-за своего кочевого быта не соблюдали многие обычаи, принятые у белорусских крестьян, но свадебные ритуалы чтили свято. Родители жениха посылали в шатер невесты сватов, которые несли водку и хлеб, в который зачем-то втыкали палку с лентами. Два раза сватам было принято отказывать, и только на третий давали согласие, после чего пили, закусывали и договаривались о приданом. К венцу жених с друзьями ехал обязательно верхом на лошади, а невеста с подружками — в телеге. Из церкви жених уже ехал в телеге с невестой, их сопровождали конные друзья.
Сама цыганская свадьба проходила, конечно же, бурно. Играли на скрипках и балалайках, гости пускались в зажигательный пляс на траве возле шатров. Наутро молодых везли кататься на повозке, украшенной красными лентами, после чего застолье с выпивкой и танцы снова продолжались до самого вечера.
Роды у жены часто принимал сам муж, но обычно к этому времени семья старалась откочевать ближе к селению, в котором искали бабку-повитуху или опытных женщин. Считалось грехом отказать в помощи, как и не согласиться стать крестным отцом при крещении новорожденного рома. Несмотря даже на то, что в тогдашние далеко не сытые времена в обязанности кума входило и обильное угощение отца новорожденного.
Второй обряд, который истово соблюдался рома, — это похороны. В случае смерти родственники накрывали тарелки белым холстом и шли с ними по окрестным селам собирать в них на погребение. На это подаяние оплачивают тех крестьян, кто омывает покойника, делает гроб и копает могилу. По возможности для отпевания приглашают священника, поминки справляются по тем же обычаям, что и у белорусов. В тот же день или на следующий семья покойного снимала шатер и откочевывала на другое место.
В книге под редакцией Александра Дембовецкого, могилевского губернатора, состояние цыганской общины оценивается очень низко, а сами цыгане и их образ жизни характеризуются авторами крайне негативно. Однако каких-либо мер к исправлению ситуации в то время не принималось, да и не могло быть принято. Кроме того, у этой оценки наверняка есть значительная погрешность из-за бытовавших в те времена стереотипов, часть которых сохранилась и сегодня, о чем мы уже упоминали выше. Вот с этой поправкой и следует воспринимать тогдашние оценки.
Могилевский барон
В БССР цыгане постепенно, и весьма непросто, стали переходить к оседлому образу жизни. Представители народа рома пошли на постоянную работу, дети стали учиться в школе, пользоваться медицинскими услугами. Чтобы облегчить процесс образования, в некоторых школах даже велось преподавание цыганского языка. Сегодня некоторые склонны рассматривать эти меры как «насильственное разрушение традиционного национального уклада».
В годы Великой Отечественной войны цыганская община Могилева жестоко пострадала. Нацисты объявили цыган расово неполноценными и подлежащими поголовному уничтожению наряду с евреями.В послевоенные годы процесс социальной интеграции рома продолжался. Самоназвание цыган — «ромалэ», а слово «чявалэ», иногда употребляемое по отношению к ним, по-цыгански означает «парни», «ребята».
Лихие 90-е изменили многое в стране, перемены не в лучшую сторону случились и в жизни цыган. «Шоковая терапия» разрушила куда более мощные социальные монолиты, а для специфической жизни цыганского сообщества она предложила множество соблазнов. Уже в годы горбачевского «сухого закона» некоторые представители общины активно занимались спекуляцией спиртным, впоследствии криминальным структурам удалось втянуть немало молодых цыган в торговлю наркотиками, в карманные кражи и так далее.
При этом белорусское государство исправно выполняет свои социальные обязанности перед всеми своими гражданами — многодетные цыганские семьи получают полагающиеся им пособия и льготные квартиры.
В Могилеве рома компактно проживают в поселке Чапаевка, особенно на улице Рижской. И даже местный магазин «Родны кут» тут называют цыганским. В трех автобусных остановках от поселка расположено цыганское кладбище.
Цыганское кладбище близ поселка Чапаевка в Могилеве
Еще один цыганский поселок в Могилеве — Гребенево. Здесь, как сообщали СМИ, живет «цыганский барон», Ефим Казимиров по прозвищу «Химка». Правда, по собственным словам Ефима Казимирова, он всего лишь «сын барона», а его основное занятие — фермерство.
Поселок Гребенево в Могилеве, где компактно проживает община рома
В мае 2019 года в Могилеве случился известный инцидент, когда после гибели офицера милиции подозрение в причастности к этой трагедии пало на «лиц цыганской национальности». Непосредственно перед своим исчезновением 22-летний сотрудник ГАИ Евгений Потапович отправил сообщение о проверке автомобиля: «Черная «Волга», три цыгана, регистрационный знак — русский». Произошли массовые задержания, однако прибывшая в Могилев глава администрации Президента РБ Наталья Кочанова вмешалась в ситуацию. После этого цыган освободили, улучшились условия при их приеме на работу, власти обратили внимание и на многие другие проблемы общины рома. Цыганской общине Могилева были принесены извинения. В дальнейшем Следственный комитет пришел к выводу, что Евгений Потапович совершил самоубийство, а сообщение было ложным, отправленным намеренно, чтобы сбить поиски со следа.
Своей общественной организации, в отличие от других национальных общин, у цыган Могилева нет.
Вызовы для диаспоры
Наверное, второй цыганской общиной Могилевщины является бобруйская. Здесь цыгане живут в поселке Титовка, составляя едва ли не половину его населения. Еще одно место компактного проживания цыган под Бобруйском — поселок Зеленовка.
О Титовке раньше сообщали легенды, что цыгане тут торгуют наркотиками и оружием, а от милиции скрываются по подземным ходам. Но местные жители говорят, что такого давно уже нет, и никаких особых проблем с соседями-рома они не испытывают. Многие цыгане работают или занимаются индивидуальным предпринимательством, их дети не бросают школу, как раньше, а заканчивают 9-11 классов. А некоторые молодые рома — и поступают в ВУЗы. Цыганский ансамбль «Гиля Румын» выступал на свадьбах, и действительно — искрометные цыганские песни и пляски могут составить достойное украшение любого праздника.
При этом могилевская диаспора рома дала звезд первой величины. Так, известный рэпер Леонид Вакульчук родом из Могилева и имеет цыганские корни, что в немалой степени может объяснить его музыкальные дарования. Его последний творческий псевдоним CYGO составлен по первым двум буквам английских слов «цыган» и «сахар» и может быть расшифрован как «сладкий цыган».
В цыганских семьях до сих пор сохранились достаточно консервативные порядки. Пары выбирают родители, замуж выходят очень рано. Говорят, что в некоторых случаях девочек выдают замуж даже намного раньше предусмотренного законом возраста — но это не точно. Основную нагрузку по домашнему хозяйству несут тоже женщины. Впрочем, в наше время складывается и немало смешанных браков цыган с этническими белорусами. Кстати говоря, по статистике мужчин среди цыган намного больше, чем женщин. Согласно переписи 2009 года из 197 цыган Могилева 120 были мужчины.
Что касается динамики цыганского населения Могилевской области, то она следующая — в 1999 году тут проживало 1079 цыган, в 2009 — 730. А вот перепись 2019 года показала только 279 человек. Неужели при присущей цыганским семьям многодетности происходит столь значительная естественная убыль? На наш взгляд, в силу ряда обстоятельств, значительная часть рома предпочла записаться под другой национальностью — или не участвовать в переписи совсем. Кстати, такое же объяснение можно предложить и тому факту, почему переписи показывают столь малое количество цыган в самом Могилеве.
Один из экспертов, занимавшийся правовой поддержкой рома, говорит:
До сих пор, верные традициям, некоторые цыгане содержат лошадей. Лошадь в цыганской культуре занимает особое, мистическое место, и даже на некоторых могильных памятниках ушедшие изображаются рядом с конем.
Еще одна примета современной цыганской жизни — это большие дома, которые рома стараются построить любой ценой. Что иногда и вызывает косые взгляды соседей. При этом далеко не все цыгане живут в шикарных двухэтажных домах с балюстрадами, большинство цыган живет в среднем достатке или бедно, и социальное расслоение среди них — такое же, как и у всех. Но даже явные бедняки стремятся придать своему жилищу престиж и размер — за счет высоких кровель, больших веранд и балкончиков.
Случается, что порицание вызывает и традиционная цыганская многодетность, ведущая к получению жилья. Но ведь такой путь не заказан никому из граждан Беларуси, к какой бы национальности они не принадлежали.
«Подумаешь — цыганский дом горит! Горит — пусть горит»
Материал был бы неполон, если бы мы не поговорили с представителем цыганской общины и не посмотрели на ситуацию «с той стороны». По понятным причинам, найти собеседника было непросто. Но в конце концов с нами согласилась поговорить цыганка Наталья.
— Наталья, как ваша семья оказалась в Беларуси?
— Семья моя из России. Сначала мы все переехали в Витебск, но там у нас случился пожар. Мы с мамой спаслись, а 4 человека погибли — отец, дед, бабушка и прабабушка. Никто из сельчан не помог — подумаешь, цыганский дом горит. Горит — пусть горит! После гибели семьи мы с мамой перебрались в Могилев.
Мать не хотела, чтобы здесь люди знали, что мы цыгане, потому что в Витебске чувствовали плохое отношение. Но мы смуглые, нас сразу видно. Она думала, что я выйду замуж за местного, но совершенно случайно посватался ко мне именно цыган, я даже его не знала, увидела, только когда пришли сваты. Сыграли свадьбу, родился сын. И как карма какая-то — муж погиб. Сына пришлось самой поднимать. Было очень трудно. Без помощи нашей цыганской семьи по мужу из России мы бы не справились. У них там хозяйство огромное — растят на продажу свиней, продают молоко, сыр. Их хорошо знают и относятся с уважением. Некоторые наши родственники работают в очень престижных местах — среди них есть стоматолог и хирург-ортопед.
— Неужели белорусы так плохо относятся к цыганам?
— Есть такое да, особенно к детям. Очень много в отношении нас стереотипов. Очень обидно за своего сына. Он приходил из школы и плакал: мама, я больше туда не пойду! Дети рюкзаки прятали, будто он что-то у них украл, гнобили, обзывались. Я ему не давала сломаться, уговаривала, чтобы учился и не повторял мою ошибку. Я сдалась, не закончила техникум. С баллом 9,6 Арсен еле дотянул до конца 9 класса. Сейчас учится в колледже на программиста, там уже проще как-то.
Предвзятое отношение во всём. Когда уже второй раз замуж вышла, за белоруса, кстати, решили переехать в деревню. Взяли там дом разваленный, отопление сделали, привели в порядок территорию, купили лошадь. И там нам жить спокойно не дали. Ходили комиссии всякие: то игрушки разбросаны во дворе, то беспорядок (а у меня ещё двое детей родилось), вопросы были, откуда деньги на машину и хозяйство. Муж месяцами в России на заработках — это никому не интересно, не может у нас быть машины! Поставили в СОП. Думали, что я безграмотная, законов не знаю, но я жаловалась в президентскую комиссию. Проверка была, что незаконно нас поставили. Сняли с СОП, но мы из деревни всё равно уехали из-за плохого отношения людей. Это не жизнь.
— Наталья, а вы гадаете?
— Да, гадаю. У меня вся семья гадала. Даже дедушка. Мама рассказывала, что я взяла карты в 4 года и начала что-то рассказывать. Это так и называют «цыганская магия» — это у нас в крови.
— В России у родственников часто бываете? Какие цыганские традиции остались у современных цыган?
— Да, ездим часто. Это как глоток свежего воздуха. Там я отдыхаю душой. Я тут в брюках хожу, а туда приезжаю только в юбке! Даже не знаю почему, внутреннее ощущение такое — как я в джинсах перед старейшинами покажусь? Всё-таки у меня цыганская кровь, от этого никуда не деться.
Там живут многие цыгане ещё по старым традициям. Самый главный человек — старший рода, без него никакие вопросы не решаются. Женщина может только поговорить с мужчиной, но решение всегда за ним, жена не спорит. Также старшие решают союзы молодых. Бывает, что родственники не дают согласие на свадьбу — тогда влюбленные сбегают. И есть такое правило: если три дня девушка домой не возвращается — всё, выходи замуж, семья уже за тебя не в ответе. Потом, конечно, чаще всего, принимают «непокорных» молодых, прощают. Такие традиции сохранились и в Беларуси во многих больших цыганских семьях.
Вообще, у цыган есть разделение мужского и женского мира. На праздниках, к примеру, столы у мужчин и женщин — разные. Женщин это не обижает. Мужчины общаются о своем — часто это встречи мужчин-партнеров из цыганского сообщества. Они обсуждают деловые вопросы — продажа, разведение лошадей. Я бы не хотела сидеть и слушать это на празднике, это скучно! Мы за своим женским столом можем поговорить о детях, прическах, одежде, как и все женщины. Мы не мешаем мужчинам решать их вопросы, они не мешают нам болтать, о чем мы хотим. Поэтому отдельные столы — это не унижение, я считаю, так лучше и удобнее всем.
Но, отмечу, в семье мужчина — всегда главный добытчик. Зарабатывают на разведении скота, лошадей элитных пород — арабских рысаков, скакунов. К примеру, мой дядя берет на весну 8 быков, откармливает, потом сдаёт — это хорошие деньги.
Ещё наша особенность — гостеприимство. В любом доме вас встретят, как дорогого гостя, потому что считается: гость — посланник бога. Заглянете внезапно на цыганскую свадьбу — напоят, накормят. И неважно, русский вы, белорус или украинец, никто косо на вас не посмотрит.
В других городах ко мне подходят незнакомые цыгане, просто спрашивают, как дела, откуда я, приглашают к себе на чай. Часто выручают в каких-то вопросах. Цыгане — это большая семья.
Ещё мы очень верующие. Для россиян и белорусов «поклянись на иконе» — пустой звук. Может поклясться и глазом не моргнет. А для цыган это серьёзно. Кстати, мой старший сын пономарем служит при храме.
— А «цыганский барон» это кто? Кем назначается, какие вопросы решает?
— Барон — это главный человек у цыган в определённой местности. Звание это передается по наследству, семьи баронов бывают очень древними. Они всегда при деньгах, могут решать важные вопросы, связанные с жизнью сообщества. У него есть власть. Отец барон — сын тоже станет бароном, если будет чтить традиции. Семья несколько веков может быть в этом статусе. Обычно барон передаёт звание своему старшему сыну, а если старший — обалдуй, то среднему и так далее. Дочка барона — обычная цыганская девушка, но у нее нелегкая доля — в таких семьях особенно строго соблюдают традиции. На такой девочке большая ответственность — она как лицо семьи. Вот тут точно не сбежишь с ухажером. Замуж ее выдают в хороший богатый дом, желательно, тоже барона в какой-то другой местности.
— Как вы думаете, почему в обществе такие стереотипы по поводу цыган?
— Издревле цыгане — кочевой народ. Значит — без родины, без флага. Бродяги, беженцы, воры. Хотя цыгане воруют не больше, чем россияне или белорусы. Да, есть конокрады, например, это серьёзное преступление для цыган. Их разыскивают и жестоко наказывают сами цыганские сообщества.
Наверное, стереотипы связаны, отчасти, с прошлым. Бабушка рассказывала, что они кочевали на лошадях от деревни к деревне: мужчины занимались продажами и обменом лошадей, а женщины промышляли гаданием и просто попрошайничали. Но гадание — это цыганская традиция. Попрошайничали, потому что это был посильный способ пополнить бюджет. Сейчас, в 21 веке, если у цыганки есть возможность работать — она будет работать! Но сложно устроиться даже тем, кто не сломался, окончил школу и техникум. Одну мою молоденькую знакомую после техникума едва взяли на «курятник» в ночные смены. Вы знаете цыганку, которая работает на престижной работе? Я — нет.
Еще мнение о цыганах могут портить отдельные этнические группы. Например, цыгане, которых называют «муканы». Это в основном Гомель и приграничные территории с Украиной. Они навязчиво предлагают гадание, после которого человек отдает свое имущество. Такие своеобразные традиции далеко не у всех цыган, эти особенности тоже надо учитывать.
От редакции «МогилевОнлайн». Если в позапрошлом веке, во времена губернатора Александра Дембовецкого, который давал резко негативную оценку цыганам в своем «Опыте описания Могилевской губернии», стереотипы принимались за чистую монету и даже не осознавались, то сегодня по крайней мере их рефлексируют и пытаются с ними бороться. К примеру, несколько лет назад правозащитники проводили кампанию против диффамации народа рома в СМИ. Как отмечали мы выше, есть немало примеров позитивного отношения к рома со стороны могилевских властей и белорусского государства в целом. Но что говорить, если даже на Западе, который намного дальше постсоветского пространства продвинулся на пути уважения к своеобразию, до сих пор не всегда удается добиться желаемой политкорректности. Остается надеяться, что через следующие сто лет борьба со стереотипами принесет свои плоды, и мы будем воспринимать другие культуры — какими бы необычными они порой ни казались — без неприятия и отторжения.
9 мая 2021 года. Студентка Могилевского колледжа искусств из местной общины рома на празднике на площади Славы