Мультикультурный Могилев: как жили и живут бок о бок белорусы и поляки
Беларусь — многонациональная страна. Издревле рядом с коренным белорусским населением здесь проживали многие другие народы. Поляки — не только наши соседи за границей, в качестве этнического меньшинства они проживают и среди нас. История соседства белорусов и поляков насчитывает немало непростых и интересных страниц. Рассказываем, как жили и как живут бок о бок поляки и белорусы на Могилевщине.
Примерно в IX веке на юге современной Могилевской области расселяются славянские племена радимичей. Согласно «Повести временных лет…», пришли радимичи «от ляхов», то есть с территории нынешней Польши. Впрочем, современные исследования опровергают летописную версию, в качестве основной гипотезы предполагая родину радимичей в верхнем течении Днестра. Еще сложнее генезис кривичей, населявших в то время большую часть нынешней Могилевщины. По одной из версий, племена кривичей — главных предков современных могилевчан, сформировались на севере Польши. Впрочем, и здесь основная версия говорит о другом — скорее всего, предки кривичей пришли в верховья Днепра из района Карпат.
Так что поляки на постоянной основе у нас появляются довольно поздно — по заключению Люблинской унии 1569 года между ВКЛ и Польшей о создании единого государства Речи Посполитой. При этом большинство из них по происхождению все же были белорусами, принявшими польский язык и католическую веру, что в те времена было полностью равнозначно «переходу» в другую национальность. Таких новоявленных поляков называли «костельными».
Наиболее охотно другой язык и веру принимали литовско-белорусская шляхта и магнаты, стремившиеся таким путем обрести те же привилегии, что и их польские собратья по классу. Эти процессы в высших сословиях шли так стремительно, что к концу XVII века большая часть шляхты ВКЛ вполне полонизировалась. Впрочем, не все белорусские поляки были «костельными» — сюда охотно прибывала и безземельная мазовецкая шляхта, и другие колонисты с собственно «коронных» польских территорий.
«Польский заслон»
В ходе казачье-крестьянских войн c Речью Посполитой середины XVII века польское население Могилевщины понесло значительные потери. К отъезду части магнатов за границу привело и присоединение Могилевщины к Российской империи в 1772 году. Поляки приняли активное участие в восстаниях 1830-31 и 1863-64 годов, что повлекло за собой репрессии и гонения. С учетом крамольности «польского элемента» в Могилевской, как и в других белорусских губерниях, земское самоуправление не вводилось до 1911 года. Польское население испытывало ощутимый национальный гнет, польская школа и просвещение на родном языке были под запретом.
Но и впоследствии сохранялась прежняя «национально-социальная» тенденция — относительное большинство поляки составляли в дворянском сословии либо среди тех, кто себя дворянами считал — «застенковой шляхты».
В 1884 году из 182 землевладельцев Быховского уезда 92 помещика, то есть почти 48%, были католиками, что в то время было практически тождественно польской национальности. Кроме помещиков-поляков, в Могилевской губернии проживало немало разорившейся мелкой шляхты, которая не смогла подтвердить свое дворянство при соответствующем разборе, проводившемся российской администрацией, и была записана в крепостные или вольные крестьяне или мещане, либо числилась дворянами-«однодворцами». Большое скопление мелкой шляхты на Могилевщине было связано с тем, что в свое время на берегах Сожа и Днепра был организован «Польский заслон» для защиты восточных границ Речи Посполитой.
При этом если белорусские крестьяне жили в селах и деревнях общинно, то польская «шляхта» часто проживала на хуторах-«застенках». По воспоминаниям дедушки автора Ивана Глушакова, родившегося в 1907 году в деревне Кистени Рогачевского района (тогда — Могилевской губернии), местное население четко делилось на белорусов, «панычей» и «полешуков». Панычами называли местных поляков.
Межэтнические отношения были не всегда гладкими — тому способствовала и экономическая конкуренция за пахотные земли и луга, и шовинистическая политика, проводимая царскими властями. В романе «Надберезинцы», созданном по автобиографическим мотивам белорусским поляком Флорианом Чернышевичем из-под Кличева, описываются жестокие драки между польскими хуторянами и белорусскими селянами. По тексту Чернышевича, эти стычки проходили прямо в духе Шаолиня — с использованием деревянных палок. Автор рассказывает, что хуторяне старались бить колом по «срамному месту» — чтобы пострадавшие постеснялись жаловаться в полицию и по девкам не бегали.
В 1917 году многие поляки Могилевщины вступили в польский корпус Юзефа Довбор-Мусницкого. Сначала царское, а потом Временное правительство через формирование национальных частей пыталось поднять боевой дух для войны с Германией и Австро-Венгрией. Однако после провозглашения в занятой немцами Варшаве Регентского Совета Королевства Польша корпус Довбор-Мусницкого решил выступить на стороне Германии. В декабре 1917 года корпус, расквартированный в Могилевской губернии, поднимает мятеж, захватывает Бобруйскую крепость. Но немцы услуги не оценили, и, оккупировав Беларусь, части Довбор-Мусницкого разоружили.
В 1919-1920 годах часть Могилевской губернии была вторично занята польскими войсками, на этот раз — начальника Польской державы Юзефа Пилсудского.
«Красные поляки» против белых
В БССР в период относительной советской демократии 1920-х годов польский язык был признан одним из государственных наряду с белорусским, русским и идиш.
При окружных партийных организациях были созданы Польские бюро по проведению национальной политики. В 1924 году в Могилевском округе было 25 000 поляков, такое значительное количество объяснялось наличием тут некогда «Польского заслона». В том же году в округе было создано два польских национальных Совета — Фащевский и Княжицкий. При этом было выявлено, что большинство тех, кто считал себя поляком или был католиком, не владели польским языком. Как, впрочем, и белорусы белорусским. Сказывалась политика русификации, проводимая в Российской империи.
Также часть населения скрывала свою польскую национальность из-за страха репрессий. Любопытно, что против польских Советов выступали и многие ксендзы, быстро терявшие авторитет с их созданием. По этим и другим причинам, но неудачными оказались попытки организации в 1924-26 годах Луполовского и других нацсоветов.
Тем не менее, в условиях курса, взятого на национальное возрождение, в 1926 году был создан еще ряд польских Советов, а в Шатилках — польско-еврейский национальный Совет. В 1929 году в Могилевском округе действовали Александровский и Хрипеловский польские Советы, в Бобруйском округе — Наталовский и Яновский.
В 1926-1927 годах в Могилевском районе действовали польская семилетняя школа в Могилёве (260 учеников), 13 польских четырехлетних школ. Работали также 5 белорусских школ, в которых польский язык изучался как предмет. Всего польский язык изучало около тысячи человек. В ныне действующем в Могилеве «Доме Польском» признают: «На 1925-1927 года выпадает наибольший расцвет национального сознания».
Однако в 1930-е годы, по мере усиления репрессий и приближения Второй мировой войны, эксперименты в области национального строительства были свернуты, польские Советы — ликвидированы. Более того, в годы незаконных репрессий 1937-38 годов польская национальность могла стать основой для приобщений к фальсифицированным делам типа «Польской организации Войсковой» или для обвинений в шпионаже в пользу буржуазной Польши.
Символично, что в октябре 1943 года 1-я польская пехотная дивизия имени Тадеуша Костюшко приняла свой первый бой под Ленино Могилевской области. При этом второй по счету командир дивизии Костюшко Войцех Бевзюк родился в Окладном Могилевского уезда. Поляки во все времена были храбрыми солдатами, не изменили они этим качествам и в борьбе с нацизмом.
Возглавляющий «Дом Польский» в Могилеве Юрий Журавович говорит о сражении при Ленино:
Поляки со всех концов Советского Союза, из Беларуси, прибалтийских стран, Москвы, Ленинграда, Средней Азии, Сибири и нашей Могилевщины прибывали к этому историческому месту, чтобы сражаться в составе польской дивизии. Сражаться со злом, бороться за мир, сражаться на благо Родины, чтобы завоевать братство и дружбу между народами мира, избавить мир от демагогии, разделов, ненависти.
В 1998 году в агрогородке Ленино Горецкого района было открыто военное кладбище павшим бойцам 1-й польской дивизии имени Костюшко. Здесь же работает Музей советско-польского боевого содружества.
Эти два объекта выглядят настоящими памятниками истории и, безусловно, представляют собой достопримечательности Могилевщины. Но… широкой публике они практически неизвестны. Честно признаемся, о существовании в Ленино польского мемориального кладбища мы узнали только во время подготовки материала, а о том, что в Ленино работает целый большой музей, где можно увидеть огромное количество интереснейших польских военных артефактов эпохи Второй мировой, мы и вовсе узнали только… приехав в Ленино.
Неудивительно, что посетители в этом замечательном музее — редкость. Сказывается и географическая удаленность. Агрогородок Ленино расположен в самой что ни на есть глубинке Могилевской области, недалеко от российской границы.
Тем не менее, если вы интересуетесь историей, малоизученными местами белорусской провинции, либо тем и другим, музей непременно стоит посетить. Стоимость экскурсии — всего два рубля. График работы: с 9:30 до 17:00 со вторника по субботу, с 11:00 до 16:00 в воскресенье. Все подробности можно узнать на сайте музея.
Белорусы и поляки в Могилеве сегодня
По данным переписи 2019 года, поляки составляют четвертую по численности национальную группу в Могилевской области — после белорусов, русских и украинцев. Но вот данные об их численности разнятся. Так, в одном источнике указано, что поляков на Могилевщине проживает 6 121 человек.
Национальный статистический комитет РБ приводит совсем другие цифры: в 2019 году в Могилевской области проживало 2 121 поляков обоего пола. Это значительно меньше, чем было 100 лет назад, и число жителей польской национальности продолжает уменьшаться. Отрицательная динамика наблюдается и во всех других основных национальных группах, включая белорусов — население Могилевщины сокращается в целом. Однако удельный вес польской группы остается неизменным — 0,2% от населения области.
При этом абсолютное большинство поляков, в отличие от прошлых времен, проживает в городах — 1892 человека. В сельской местности в 2019 году проживало только 229 человек, в 1999 году — 397.
Основная часть поляков сосредоточена в двух крупнейших городах — в Могилеве (794 человека) и в Бобруйске (717). В остальных районах Могилевской области их количество варьируется от нескольких человек до нескольких десятков. Больше всего поляков живет в Осиповичском районе — 112 человек, в Горецком — 90, в Бобруйском — 47.
Среди поляков, как и во всех остальных основных группах населения Беларуси, преобладают женщины — 1166 женщин против 955 мужчин. Больше всего людей, отождествляющих себя с польской национальностью, в старших возрастных группах — от 40 до 70 лет и старше.
Дом Польский в Могилеве
На 2016 год в Могилевской области было зарегистрировано 2 польских общественных объединения. Сегодня в городе ведет активную работу «Дом Польский» (Dom Polski).
В Доме Польском работает библиотека, видеоклуб, детская студия «Gracia I plastika», молодежный клуб «Nowa Fala», польское общество врачей, женский клуб, дружина скаутов. Библиотека получает часть литературы из Польши, насчитывает 3000 книг. Скауты участвуют как в спортивных соревнованиях в Могилеве, так и выезжают в молодежные лагеря в Польше. На сайте организации сообщается, что оздоровление детей в летних лагерях очень важно для Могилевщины, пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС. Проводится День польской культуры и День польского кино.
Себя Дом Польский определяет прежде всего как клуб любителей польского языка и культуры. В «Доме» также стараются восстановить польские обычаи и традиции, национальные и религиозные. Но при этом говорят, что он открыт не только для поляков по национальности, но и для всех людей, интересующихся польской культурой. Регулярно проводятся конкурсы «Знаешь ли ты польское кино?», которые говорят о большом интересе людей к этой странице культуры. Польские фильмы были популярны у нас еще со времен ПНР, старшее поколение прекрасно помнит сериал «Четыре танкиста и собака», а исторические фильмы Ежи Гоффмана по романам Генриха Сенкевича были окном в нашу еще более давнюю общую историю.
В 1998 году в средней школе № 2 были открыты классы, изучающие в качестве предмета польский язык. Факультативные же курсы изучения польского языка существуют при «Доме» с начала 90-х годов, в организации приводят пример Эльвиры Пеньковской, которая приезжала на занятия польского языка в Дом Польский из Белыничей, находящихся в 40 км от Могилева.
Дом Польский в Могилеве также оказывает помощь по переводам, по организации бизнеса в Республике Польша и Республике Беларусь, туристические услуги. Дом Польский в ноябре прошлого года отметил свое 30-летие, организация была зарегистрирована и действует в Могилеве с 1991 года. Делегация Польского Дома ежегодно участвует в торжествах по случаю битвы под Ленино. Также представители могилевской польской диаспоры регулярно принимают участие в фестивале национальных культур всех народов, проживающих в Беларуси
В 1989 году в Могилеве была открыта первая католическая каплица и стали вестись богослужения на польском языке. В областном центре сохранился костел Св. Станислава XVIII века, ныне переданный католической общине.
Кстати, на православное Крещение, в ночь с 19 на 20 января, в Могилеве случился крайне неприятный инцидент. Вандалы разбили стекла в костеле Станислава. Злоумышленников быстро нашли, ими оказались двое приятелей 18 и 17 лет, который распивали спиртные напитки, а после отправились гулять по городу. Оказавшись возле костела, старший из приятелей разбил камнем стекла в окнах, а младший унес с собой элемент рождественской декорации, который после бросил неподалеку от места произошедшего. Подробностей о мотивах из скупых милицейских сводок почерпнуть не удалось. Хочется надеяться, что произошедшее не имеет под собой национальной или религиозной почвы, несмотря на дату, когда это случилось.
Есть примеры и совершенно обратного отношения к костелу святого Станислава. В январе 2022 года ураган повредил исторический собор. Епископ Минско-Могилевский Александр Яшевский обратился к верующим и людям доброй воли с просьбой помочь в восстановлении собора. Значительная сумма была собрана буквально за неделю, что позволило немедленно начать работы. Помощь оказали также городские власти. Пожертвования продолжали приходить и в дальнейшем. Сейчас уже ничто не напоминает о том, что всего год назад храм серьезно пострадал.
В Могилеве также сохранилось католическое кладбище с 250 старинными захоронениями. Некоторые из них относятся к первой половине XIX столетия. Граф Анджей Техановецкий, предки которого похоронены на этом кладбище, ныне живет в Лондоне. Дом Польский осуществил инвентаризацию захоронений на этом кладбище. Но это историческое кладбище со старинными склепами, ныне разрушающимися, по-прежнему нуждается в помощи. В «Доме Польском» провели инвентаризацию, но на ремонтные работы не хватило средств. В «Доме Польском» говорят, что их организация находится на полном самофинансировании.
Мы поговорили с Виталием Евменьковым, кандидатом филологических наук, который по своей научной специализации занимался польскими текстами XVII-XVIII веков. Уже в силу этого наш собеседник был плотно «в польской теме». Виталий рассказал нам следующее:
— До польско-белорусского восстания 1863 года термин «поляк» был у нас полиэтнонимом и конфессионимом (коллективное имя, название сообщества людей, придерживающихся определенного религиозного учения. Таким образом, «поляками» в Беларуси могли называть всех исповедующих католицизм). Сегодня часто путают поляков за Бугом — и тех поляков, что издавна живут у нас. В Могилеве не много осталось польских объектов — костел Святого Станислава, например. Но сказать, что это объект только польской культуры, я не могу. Служба там идет и по-польски, и по-белорусски, и по-русски. Скорее — это мост, на котором встречаются люди разных культур. У нас в Могилеве часто католиков называют поляками, но на сегодняшний день это уже давно не так.
В прошлом году страшная буря сорвала крышу с костела Св. Станислава. Был объявлен добровольный сбор средств, город тоже помог. Вообще можно сказать, что между католиками и городской властью в Могилеве существует определенное взаимопонимание. Этим летом власти передали костел католической общине на 5 лет в бесплатную аренду. Костел Святого Станислава очень интересный, до сих пор ведется дискуссия — это виленское барокко или классицизм?
В Октябрьском районе Могилева также достраивается костел Св. Антония. Третий объект — польское кладбище. Но это не только место захоронения поляков или католиков, там и православные похоронены. Сказать, что объект недосмотренный — я не могу. Его регулярно убирают, но вот старые могилы — стремительно разрушаются. Например, усыпальница рода Жуковских. Там нет крыши, и 8 лет назад историки и архитекторы из Варшавы привезли деньги, но так и не удалось согласовать ремонт.
На кладбище немало интересных захоронений — к примеру, памятники из кованого железа, что характерно для могилевских протестантов. К сожалению, в послевоенное время был снесен иезуитский коллегиум, где некогда вели занятия преподаватели Толедского университета. Кстати сказать, в коллегиуме учились не только католики, но и представители других конфессий. Архив из коллегиума забрали польские войска при своем отступлении в 1920 году, и говорят, что это уникальное собрание документов сгорело во время Варшавского восстания. Сегодня Дом Польский имеет шикарную библиотеку, проводит интересные культурные мероприятия. Но польская диаспора в Могилеве, конечно, несколько декоративная. Я белорус, но вырос в том числе и на польской литературе, она мне тоже родная, как и белорусская. Хочется, чтобы наши народы поняли, как сказано в Екклесиасте — все временно.
К сожалению, пока готовился этот материал, Виталий Евменьков скончался. Редакция приносит искренние соболезнования родным и близким этого замечательного ученого.