Суббота, 10 декабря
  • Погода
  • -4
  • USD3,4963
  • RUB (100)6,7092
  • EUR3,5452

Ее романсы, звучащие до сих пор, слышали все. Могилевские корни звезды довоенной советской эстрады

Сегодня не каждый помнит имя Изабеллы Юрьевой. Хотя ее романсы, звучащие до сих пор, слышали все.

Ее романсы, звучащие до сих пор, слышали все. Могилевские корни звезды довоенной советской эстрады

 

«Если можешь — прости…»

В 1920-40-х годах Изабелла Юрьева была одной из самых популярных певиц в Советском Союзе. В конце 1930-х патефонные пластинки с ее песнями звучали почти в каждом доме. Певица исполняла городские романсы — «Только раз бывают в жизни встречи», «Мне сегодня так больно, слезы взор мой туманят…», «Саша, ты помнишь наши встречи…».

Ее романсы, звучащие до сих пор, слышали все. Могилевские корни звезды довоенной советской эстрады

Но малоизвестный факт — корни знаменитой исполнительницы уходят в Беларусь. Родилась Изабелла Юрьева в Ростове-на-Дону, ее настоящие имя и фамилия — Белла Лейвикова (Левикова). Родители Беллы Лейвиковой родом из Чаус Могилевской губернии. В документе о регистрации в Ростове-на-Дону сохранились их данные. Отец — Гдаль Мордухов-Мовшевич Лейвиков (Левиков), 1862 года рождения. Мать — Шейна-Фейга, в девичестве — Идельсон, была на год младше мужа.

Гдаль (Гдалий) Лейвиков переехал в Ростов-на-Дону в 1873 году, но и в 1895-м числился прописанным по-прежнему в Могилевской губернии. В Российской империи с ее жесткими бюрократическими порядками сменить место первоначальной прописки, как и сословную принадлежность, было непросто — даже в конце XIX — начале XX века сказывалась полуфеодальная природа царского строя. Дело в том, что все низшие сословия были прикреплены к своим «обществам» по месту прописки, и должны были нести сословные же сборы и повинности. Поэтому и выписаться из своей крестьянской или мещанской общины, ввиду все тех же коллективных повинностей, было нелегко. В случае же недоимок на это требовалось согласие сословного схода всех жителей. Так работала по сути крепостническая круговая порука.

Гдалий Мордухов относился к «мещанам городским» — и чтобы получить такое открепление, ему необходимо было явиться к землякам в Чаусы и просить их «отпустить его на волю». Исходя из реалий того времени, этому процессу могли бы поспособствовать хорошие подношения «уважаемым» в еврейском «штетле» людям.

В Ростов-на-Дону отец певицы прибыл еще подростком. Чтобы понять причины переезда его семьи из Чаус, надо представить себе жизнь в этом местечке Могилевской губернии во 2-й половине XIX века.

 

Чаусы — мама, Ростов — папа?

Даже в начале XX века в Чаусах было только 3 кирпичных дома, все остальные 718 жилых строений были деревянными. Весной и осенью местечко утопало в грязи и лужах, а тротуары, там, где они имелись, были из досок и бревен.

По переписи 1897 года в Чаусах проживало 5914 тысяч человек, из них 3251 были евреями. Типичная картина для белорусских местечек того времени, которые из-за пресловутой «черты оседлости» покидать евреям было запрещено. 5094 жителя Чаус были приписаны к мещанскому сословию.

Ее романсы, звучащие до сих пор, слышали все. Могилевские корни звезды довоенной советской эстрады

Больше половины жителей местечка были неграмотными. Хотя в Чаусах и было 7 школ — городское приходское училище, еврейское училище и еврейские начальные школы — хедеры. Но заведений культа было больше — 12 церквей и синагог.

Надо заметить, что к еврейской части населения неграмотность относилась в меньшей степени — согласно религиозным предписаниям, каждый иудей должен был читать Тору. И это заставляло многих из них учить грамоту хотя бы в минимальном объеме. Из этого местечка происходил раввин Калман Чаусский, долго почитавшийся иудеями за подвижническую жизнь в качестве святого.

Однако обычному обывателю в Чаусах было тяжело. Переполненность местечка такими же мелкими торговцами и ремесленниками превращала его практически в еврейское «гетто» с высокой степенью безработицы и бедности. В местечке было целых 34 завода, но работало на них всего 86 человек. То есть на такой «завод», а по сути — кустарную мастерскую, приходилось аж по 2,5 рабочих. Не случайно в энциклопедии Южакова сказано про Чаусы, хотя они и были уездным центром: «Торгово-промышленного значения не имеет».

Весь доход городского самоуправления в 1900 году составлял 5434 рубля, расходы городской управы превышали доходы. Зато рождаемость в Чаусах, ввиду таки тогдашних традиций и религиозных представлений, почти на треть превышала смертность. Но избыточные жители всеми правдами и неправдами стремились покинуть местечко.

И чаусский мещанин Мордух-Мовша Лейвиков с семьей решил податься на благодатный юг, в большой город Ростов-на-Дону. Можно представить, как поражал жителей белорусского «штетла» Ростов с его широкими мощеными и освещенными улицами и многоэтажными доходными домами. В этом центре бурно развивающегося приморского края было полно работы, и Лейвиковы здесь прочно осели. Правда, дело не обходилось без неприятностей. В 1880 годах Ростов-на-Дону был включен в состав Великого Войска Донского, селиться в пределах которого евреям было запрещено. Всем еврейским жителям Ростова грозила депортация, евреев из Москвы и Петербурга она уже коснулась. Но за своих налогоплательщиков «не той национальности» вступилось городское самоуправление Ростова. Гласные ростовской Думы подали Александру III петицию с указанием на то, что от отселения сильно пострадает торговля и промышленность города. И десяти тысячам «еврейско-поданных», подлежащих переселению, власти «милостиво» разрешили остаться. В их числе оказались и Левиковы.

Ее романсы, звучащие до сих пор, слышали все. Могилевские корни звезды довоенной советской эстрады

В январе 1883 года шапошник Гдалий Левиков женился на девице Шейне-Фейге. Как можно предположить, невеста не придерживалась консервативных взглядов, потому что уже в марте того же года у молодоженов родилась дочь Гитель (Екатерина). Уже в марте молодую семью ждали тяжелые испытания — в Ростове-на-Дону начался еврейский погром. Поводом к нему послужила коронация Александра III и то обстоятельство, что в покушении на его отца Александра II участвовала народоволка из Мозыря Геся Гельфман. На самом же деле, через антисемитский погром местная буржуазия сводила счеты со своими еврейскими конкурентами, а темная масса — просто давала волю своим инстинктам к грабежу.

Погром пришлось останавливать с помощью войск, было немало избитых, разграбленных и искалеченных — но в тот раз обошлось без трупов.

Один за одним в семье рождались новые дети, пока в 1899 году на свет не появилась будущая певица. Белла была пятым ребенком в семье, по воспоминаниям певицы — все дети жили между собой очень дружно.

Семья Лейвиковых была близка к театру, но с чисто утилитарной стороны: отец изготавливал шляпы для постановок, мать была гримером. Белла же не получила никакого театрального или музыкального образования. В отличие, скажем, от будущей первой леди Израиля Веры Хацман-Вейцман, также родившейся в Ростове-на-Дону и учившейся там в консерватории.

Кстати говоря, в Ростове-на-Дону в 1880-90-х годах жил и учился и такой выходец из Беларуси, как печально известный Евно Азеф (Азев). «Король провокаторов», возглавивший впоследствии Боевую организацию партии эсеров, организовывавший покушения на царских министров, и одновременно выдававший полиции революционеров.

Ее романсы, звучащие до сих пор, слышали все. Могилевские корни звезды довоенной советской эстрады

Но вернемся в мир искусств. Однажды сосед по Малому переулку Ефим Цимбалист, который на самом деле был скрипачом симфонического оркестра, услышал, как замечательно поет Беллочка Лейвикова. И он сказал ее папе и маме: «Я вас умоляю, но вы таки обязаны показать свою дочь специалисту. Беллочка — это талант, не зарывайте его в землю».

Родители Цимбалиста-скрипача не послушались — чаусские мещане мечтали видеть дочь врачом. Тогда Ефим в 1917 году сам устроил Белле выступление на летней эстраде театра. Дебют едва не стал концом карьеры будущей звезды — во время исполнения романса «По старой Калужской дороге» в рот певицы влетел комар. Белла поперхнулась и в полном конфузе убежала со сцены.

Но зрителям так понравилось ее исполнение, что они дали возможность пришедшей в себя молодой исполнительнице вернуться, допеть до конца и наградили бурными овациями. Тогда родители все же отправили Беллу в Петроград к сестре Анне, уже учившейся в консерватории. Профессор консерватории якобы, прослушав Беллу, вынес вердикт — учиться ей ничему не надо, у девушки природная постановка голоса, можно сразу — на сцену. Что сильно смахивает на красивую легенду. Но в 1922 году Федор Шаляпин действительно сразу же предложил ей работать на эстраде, и Белла Лейвикова взяла себе псевдоним «Изабелла Юрьева». А затем ее импресарио, мужем и автором романсов стал Иосиф Эпштейн.

1926 год Юрьева с мужем провела в Париже, где ей поступило предложение сняться во франко-испанском фильме, но артистка не согласилась. Еще ранее ей предлагал замужество американский миллионер Арманд Хаммер, но Юрьева отказала ему — не хотела покидать Родину. Говорят, что еще в певицу были влюблены поэты Самуил Маршак и писатель Михаил Зощенко.

Ее романсы, звучащие до сих пор, слышали все. Могилевские корни звезды довоенной советской эстрады

 

Королева романса

Природные таланты у певицы действительно были выдающимися — Изабелла Юрьева до конца жизни так и не знала нот, все песни разучивала на слух — но всегда поражала всех своим голосом и красотой. Артистизм у нее тоже был врожденный.

Ее романсы, звучащие до сих пор, слышали все. Могилевские корни звезды довоенной советской эстрады

По некоторым данным, Белла успела выступить и на фронтах гражданской войны. Но в целом ей сильно доставалось от музыкальных критиков — за мещанские романсы и «мелкобуржуазность». В 1937 году Изабелла Юрьева записала на пластинку первую песню «Саша, ты помнишь наши встречи…». Но она стала шлягером у Клавдии Шульженко.

Ее романсы, звучащие до сих пор, слышали все. Могилевские корни звезды довоенной советской эстрады

Говорят, что поклонником искусства Юрьевой был сам Иосиф Сталин, перед которым певица выступала в Кремле. По легенде, советские руководители хотели слышать от Юрьевой, как и от Утесова и Козловского, любую «цыганщину», но не официоз. Постепенно в Советском Союзе стали отходить от крайне революционных подходов к искусству, возвращаясь к классике. Одновременно наметился и некоторый отход от первоначально очень строго соблюдавшегося социального равенства, стали расти привилегированные группы, к числу которых относились и ведущие артисты и писатели. Чета Юрьева-Эпштейн разъезжала по Москве на «крайслере», и, говорят, что второй такой лимузин был только у наркома НКВД Ежова. Гонорары певицы и доходы преуспевающего театрального администратора позволили им построить подмосковную дачу с шестью балконами

Ее романсы, звучащие до сих пор, слышали все. Могилевские корни звезды довоенной советской эстрады

Но критиков у Юрьевой по-прежнему хватало, в конце 1930-х годов даже сам Исаак Дунаевский требовал «осоветить» ее репертуар.

С началом Великой Отечественной войны сложился национальный консенсус, и Изабелла Юрьева в составе фронтовых бригад выступает перед бойцами Красной Армии и с традиционными романсами, и с современными лирическими песнями. Юрьева побывала на Карельском фронте, в разрушенном Сталинграде и в госпиталях.

В 1955 году всем прежним исполнителям было предложено собираться на пенсию. На этот раз — на волне десталинизации. Но очень часто за идеологическими накатами стояли личная и групповая конкуренция со вполне материальными, прозаическими интересами. Изабелла Юрьева оставила профессиональную сцену в 1966 году.

Ее романсы, звучащие до сих пор, слышали все. Могилевские корни звезды довоенной советской эстрады

Долгое время блестящая певица находилась в забвении, несмотря на то, что в 1970-х годах романс переживал в Советском Союзе настоящий ренессанс. Только в 1992 году Изабелле Даниловне было присвоено звание заслуженной артистки России. Умерла Изабелла Юрьева в январе 2000 года в возрасте 100 лет. До конца своих выдающаяся певица сохраняла столь присущее ей обаяние, чувство достоинства и жизнелюбие.

Ее романсы, звучащие до сих пор, слышали все. Могилевские корни звезды довоенной советской эстрады

Новости по теме:
Персоналии:
Изабелла Юрьева
Места:
МогилевЧаусы
Поделиться:

Популярное:
698
412
316
303
224
216