Кривичи — откуда пришли предки могилевчан? Излагаем уникальную версию, которая не звучала еще нигде — и она обоснована научными данными
Современные исторические исследования иногда открывают старые тайны, а иногда — ставят новые вопросы.
Импортные украшения для древних красавиц
В классической версии кривичи называются одним из трех славянских племенных союзов, наряду с радимичами и дреговичами, составившими основу белорусского народа. Более того, в начале ХХ века, когда становление белорусского национального сознания только происходило, некоторые ученые и общественные деятели считали именно кривичей «самыми главными» в этой троице. Настолько основными, что даже предлагали этноним «кривичи» использовать для обозначения всех белорусов, а Беларусь называть «Кривией».
Версий же происхождения самих кривичей также существует немало. Кривичей называют и славянами, и смесью древних балтов и славян, и вообще — чистыми балтами, только перенявшими славянский язык.
А что нам говорит археология, антропология, этнография, лингвистика и письменные источники?
Поселения древних кривичей достаточно хорошо известны ученым. Жизнь на них выглядела примерно так. Рано утром хозяйка, покормив скотину, начинала топить очаг, расположенный прямо в центре дома. Дым сначала расползался по жилищу, а затем устремлялся в дыру в потолке. Тут уж не до сна — потягиваясь, хозяин выходил во двор. Роста он был высокого, на узком лице — выступающий нос. Рядом ежились от утренней прохлады сыновья. Добрая погода стоит — пока не зарядили дожди, надо накосить сена успеть. Взбодрив для порядка жену и сыновей зычным голосом, хозяин садился завтракать, за ним — вся остальная семья. Затем кривичей ждали работы на поле, пастьба скота и тому подобные занятия по добыче средств к существованию, среди которых охота даже на опасных животных могла считаться своего рода развлечением. Не говоря уже о рыбной ловле.
Ну и все это время надо было быть настороже — и тяжелую палку или копье от себя далеко не задвигать. Запросто могли налететь и недруги из другого племени, и даже — из соседней деревни.
Реальная жизнь славян того времени мало походила на современные исторические реконструкции. Некоторые особо пытливые реконструкторы, кстати говоря, пытались пожить некоторое время в аутентичных условиях. Но для современного человека это стало очень непростым испытанием. Тяжелый физический труд, а тогда любую работу приходилось выполнять руками, быстро изнурял. И все это было далеко не так красиво, как на фольклорных фестивалях — белые рубахи-«вышиванки» весьма скоро становились черными от копоти в курных избах и грязи.
Отличительным племенным маркером кривичей были женские украшения в виде серповидных височных колец. Разумеется, в обыденной жизни ни колец, ни вышитых рубах кривичи и кривичанки не носили — надевали их только по праздникам. Своим, языческим. Височные же кольца были, видимо, верхом женской моды того времени. Причем и тогда, как и сейчас, у прекрасной половины особо ценились именно зарубежные эталоны. Так вот, археология показывает, что височные кольца славян были, скорее всего, дунайско-балканского или провинциально-римского происхождения. За отсутствием журналов мод источником распространения импортных образцов могли быть как военные походы, так и торговля. При чем международная торговля была тогда почти такой же опасной, как война. Захватили ли мужчины-кривичи первые кольца-подвески, ставшие образцами, для своих любимых во время военных или торговых визитов на голубой Дунай? Или все было по- другому?
Древнее родство по крови
Кривичи заселяли огромную территорию по верховьям Днепра, Волги и Западной Двины, части Волхова и Немана. Но большинство ученых действительно сходится в мысли, что предки кривичей прибыли сюда из других мест.
Характерно, что и первый древнерусский летописец в своей «Повести временных лет» кривичей, как и их соседей радимичей, к исконным славянским «языцам» не относит. За таковых он считает полочан, то есть живших у притока Западной Двины речки Полоты, от которых-де кривичи и произошли.
Но кривичи по иным письменным источникам известны и в другом регионе, находящемся от современной Могилевщины и Витебщины за тысячи километров. Это Балканы, а точнее — полуостров Пелопоннес. В греческом сочинении «Хроника Мореи» ХIV века тоже упоминается некогда жившее здесь славянское племя кривичей. В подтверждение этого топоним Κρίβησκαν до сих пор существует на Пелопоннесе. В Болгарии есть и город Смолен, который ученые связывают с племенем смолян. То есть можно предположить, что город Смоленск на Днепре был также основан смолянами, или — смоленскими кривичами. Так значит, кривичи пришли к нам с Балкан?
Популярный автор Александр Пересвет (скорее всего — это псевдоним академического ученого) сообщает следующее. Первые укрепленные поселения кривичей в нашем регионе, в частности, Любшанская крепость — не имеют аналогов в Восточной и Северной Европе. А по своим конструктивным особенностям тяготеют к фортификациям с границы Римской империи, встречающихся от Дуная и Карпат до территории современной Польши.
В общем, суммируя различные версии, можно предположить следующее. Примерно в VI веке некий народ из района Прикарпатья (иные исследователи называют Повисленье) двинулся в наш регион. Его происхождение точно неизвестно, это могли быть как славяне, так и племена антов — при этом некоторые современные исследователи относят летописных антов не к славянам, а к ираноязычному или иному самостоятельному народу. К нам также могли мигрировать племена вообще неизвестного, реликтового происхождения. Например, часть тех же карпов. Кто были эти люди, от которых только и осталось, что название Карпатских гор? Фракийцы? Иллирийцы? Кельты?
«А откуда все это известно?» — может сказать иной читатель, не очень искушенный в сложных переплетениях древней истории. На кривичский след от Карпат до Беларуси указывает прежде всего та же «Повесть временных лет», согласно которой возможные предки полочан-кривичей — белые хорваты, сербы и хорутане, мигрировали в верховья Днепра в VI-VII веках из прикарпатского региона.
Некоторые же современные исследователи считают белых хорватов одним из самых могущественных славянских племен, уже тогда имевших свою раннюю форму государственности.
От себя мы можем добавить следующее предположение. Как сообщает византийский император Константин Багрянородный, в свое время большая часть белых хорват и сербов, проживающих в Прикарпатье, устремляется на Балканы. Миграция эта была вынужденной — славяне уходили к границам Восточно-Римской (Византийской) империи под натиском других народов. Но если допустить, что уже тогда среди сербо-хорватско-хорутанских племенных союзов была и федерация кривичей, то картина могла быть такой. Одной части кривичей понравилось предложение послов Византийской империи — поселиться в их пределах, чтобы охранять границу империи от воинственных аваров.
Симпатичны были этим кривичам и звезды, и почва, и климат балканский, и, разумеется, достижения греко-римской цивилизации. Да и плата за пограничную службу империи в твердой серебряной византийской валюте тоже сыграла немалую роль. Вот эти кривичи и проголосовали на племенном вече за интеграцию с Византией и вскоре взяли курс на Балканы.
А вот другим кривичам и белым хорватам эта затея не понравилась. Ну не лежала их широкая душа к известному всем византийскому коварству и дипломатии. Привыкли те древние славяне если драться — то драться, если дружить — то дружить, пить и гулять. Без всяких промежуточных вариантов и многовекторной политики. Поэтому и ушли они на таинственный, но малонаселенный северо-восток. На берега Волхова, Ладоги, Днепра, Волги и Немана. Здесь они победили и потеснили местных древних финно-угров, балтов и, возможно, — ранних славян-венедов. Но в основном мирно ассимилировали это исконное население. С собой они могли принести не только навыки военного дела и фортификации, но и некоторые ювелирные образцы и умения. И, возможно, сердца местных балтских красавиц мужчины-кривичи покоряли и теми самыми, импортными для них височными кольцами, похожими на маленький серп?
Косвенно эту версию могут подтвердить и объективные научные данные антропологии и генетики. Черепа из кривичских «длинных курганов» имеют некоторые аналогии в сербских и западнославянских захоронениях. Также и ДНК — у древних кривичей встречаются, в числе прочих, и Y-хромосомные гаплогруппы E1b1b и J2a1, распространенные на Балканах.
Что касается самого этнонима кривичи, то тут существует тоже немало версий. И от имени родоначальника «Кривъ», и от слова «кривой», и от имени верховного литовского жреца «Криве». Нам же представляется возможной и еще одна гипотеза — от слова «кровь», то есть — «люди одной крови, единокровные родственники». Еще вариант: объединившиеся в союз с клятвой на крови. Следует учитывать, что кровь у древних была особой, сакральной и даже магической субстанцией.
Мы позвонили в Болгарию и узнали — а как произносится у балканских славян слово «кровь»? И у болгар, и у сербов, и у хорватов оно звучит как «крв». Без привычной нам гласной посередине. Можно предположить, что и первоначальные кривичи в Прикарпатье называли себя «Крв-ичи». После же переселения кривичей в наш регион их произношение под влиянием местных языков меняется, появляется полногласие. Только первоначальный смысл этнонима был уже забыт, и вместо «о» по той или иной причине вставляется «и». А если язык прикарпатских кривичей до миграции на восток и юг был ближе к западнославянским, то объяснить их этноним из польского krew-«кровь» еще проще. Впрочем, более глубокие лингвистические изыскания, как и критика этого предположения — дело уже узких специалистов-лингвистов.
Также, по одной из версий, название города Кричев связано с кривичами. Уж не был ли город на Днепре одним из их племенных центров, а то и столицей днепровской кривичской ветви? Поселок Кривичи существует и в Минской области.
Ну а спустя уже много столетий из древнеславянских племен кривичей, дреговичей и радимичей, а также других народностей, и сформировался современный белорусских народ. Чем больше сегодня нам удастся разгадать тайн из нашего древнего прошлого — тем богаче будет наша национальная культура, тем лучше мы сможем понимать наше настоящее — и планировать будущее.