Пятница, 13 декабря
  • Погода
  • -5
  • USD3,4556
  • RUB (100)3,3805
  • EUR3,6283

Древний обряд новоселья: как правильно задобрить невидимых духов дома и зачем это нужно современным людям

Древний обряд новоселья: как правильно задобрить невидимых духов дома и зачем это нужно современным людям
Иллюстративное фото: slutsk-gorod.by

В агрогородке Махово Могилевского района недавно прошла реконструкция. Однако энтузиасты восстанавливали не здание, а старинный обычай «Уваходзiны», который сопровождал ранее заселение каждой молодой семьи в новый дом.


 

Масло для любви

Старинный обряд провели участники самодеятельного ансамбля народной песни «Реченька» Маховского культурно-спортивного центра. Внешне ритуал выглядел так — группа женщин в цветастых платках и других элементах традиционной одежды с песнями и танцами прошла по деревенской улице. Первыми в дом к молодым новоселам должны были прийти их родители. Они застилали стол чистой скатертью, выкладывали на него хлеб, соль и деньги.

«На кожный вугол стала кладу грошы — каб жыцце ваша было заўседы харошым», — говорит одна из участниц обряда на местном диалекте и раскладывает на столе монетки. После она посыпает зерном «молодых» и рассыпает его же на столе. Затем родственники и соседи дарят новоселам петуха и яйцо, которое он якобы снес. Потом на стол ставится угощение: «Да блiноў — масла, каб любоў не згасла», «На стол грыбочкi — каб былi сыны i дочкi», яйца, сало и многое другое. И, конечно, — хлеб. Реконструкторы пьют безалкогольный напиток, в реальности же — обряд сопровождался распитием медовухи или «горелки». Финальной стадией этого народного праздника были танцы, игры и прочее веселье.

Разумеется, исполнение этого обряда — адаптированное, сценическое. При этом в разных районах Могилевщины «Уваходзiны» могли иметь свой местный колорит и региональные особенности.

Внешне этот обычай может показаться незатейливым, но на самом деле каждая его деталь в прошлом таила скрытый смысл. За давностью лет понимание значительной части этих обрядовых действий уже утрачена, да и в древности все его магическое значение понимали только посвященные. Мы попробуем восстановить значение некоторых сторон этого ритуала.

Иллюстративное фото: slutsk-gorod.by

Начнем со стола. Как известно, скатерть и рушник играли у наших предков особую роль. Особенно в культе дома, домашнего очага, частью которых и является обряд новоселья, «Уваходзiн». Жилище было целым микрокосмом традиционной семьи, и все в нем было строго регламентировано. При чем регламент этот касался прежде всего отношений с невидимым миром духов и сверхъестественных сил, в которых так истово верили древние. Скатерти тут отводилась особая роль.

Скатерть-«самобранка» — важный элемент народных сказок. Скатерть отвечала за обилие стола, достаток в семье.

Значение хлеба и соли, которые затем ставили на скатерть — понятно всем. Хлеб являлся основным продуктом земледельца начиная с неолитической революции. Собственно говоря, современное человечество стало тем, чем оно есть, именно благодаря освоению зерновых. В противном случае мы бы до сих пор оставались небольшими группами бродячих охотников и собирателей, скитающихся по лесам и степям в поисках добычи.

 

Жертвоприношения углам

А вот монеты, выкладываемые на стол, вошли в наш обиход значительно позднее. До их появления и в те периоды, когда монеты исчезали, функцию денег выполняли другие предметы — красивые раковины каури, которые попадали в Беларусь из Индийского океана, стеклянные бусы и браслеты — стекло ценилось тогда если не «на вес золота», то почти как серебро — по крайней мере, бусы находят в кладах вместе с другими драгоценностями.

Еще валютой могли служить пряслица из розового и красного шифера, что добывали в Овруче. Такие пряслица археологи находят в количествах, явно превышающих их разумное применение в ткачестве. Отсюда было сделано предположение, что пряслица из природного сланца могли играть роль монет. Молодые люди дарили шиферные пряслица своим возлюбленным — практически как кольца, а те, кто был грамотен — еще и оставляли на них свое граффити.

Иллюстративное фото: slutsk-gorod.by

Что касается семантики раскладывания монет по углам стола, то она — полностью магическая. Угол стола, как известно, место, где может накапливаться не совсем добрая сила. С этим же связан и ряд примет — например, девушкам нельзя сидеть на углу, иначе замуж не выйдут (в прошлом участь незамужней считалась одной из самых печальных). Можно предположить, что медяки и гривенники по углам — своего рода подношение духам за лояльное отношение к новоселам.

Кстати говоря, и при закладке нового дома было принято в качестве жертвы домовым класть по углам монеты. И такой обычай просуществовал до начала XX века. Поэтому сегодня, при сносе деревянных усадеб под уплотнительную застройку строители или «черные поисковики» зачастую взрывают углы — в поисках золотых червонцев. Считается также, что обычай с монетами заменил кровавые жертвоприношения, в том числе и человеческие, имевшие место у язычников при закладке домов и крепостей.

Осыпание стола и новоселов зерном — как говорится, из той же оперы. Зерно — символ новой жизни, плодородия, урожая, изобилия. Соответственно, все это зерна должны были привнести и в новый дом. Петух в старой народной традиции означал также активную жизненную силу, пробуждение, рассвет. Не случайно его фигурки служили и украшением, а в древности, возможно, и амулетом. Впрочем, не исключено, что в давние времена эту птицу могли принести в жертву на новоселье. По уже выше описанным причинам.

Трапеза также носила ритуальный характер, но сейчас восстановить все подробности уже не представляется возможным. Можно только предполагать, что блины и масло связывались с древнейшим культом Солнца, а масло еще и с древнейшим индоевропейским поклонением корове. Яйцо также имело сакральный смысл, приносило добро, удачу, здоровье. Крашеное яйцо не случайно стало символом Пасхи и Воскресения Христа, хотя в христианство оно пришло из более древних традиций. Яйцо также считалось моделью Вселенной, макрокосма.

Алкоголь в древности выпивали не только для веселья, но прежде всего тоже — ритуально. Изменения сознания, наступавшие после химического воздействия этилового спирта на головной мозг, связывали с переходом в новый мир. Разумеется, заселение и обустройство нового дома — это всегда новый мир.

Пляски и гуляния, начинавшиеся после трапезы и возлияний, были вполне естественным продолжением обряда «Уваходзiны».

Иллюстративное фото: slutsk-gorod.by

А что значит для нас этот праздник сейчас? Кто-то может пренебрежительно отвернуться: «Деревенщина…» На самом деле, возрождение, сохранение и изучение старинных обрядов и обычаев имеет глубокий смысл. Это не только сбережение наших традиций и культуры и не просто понимание — откуда мы. Это еще — поддержание идущей сквозь века линии добра и света, взаимной помощи и общности в любой ситуации — и празднике, и в трудностях.

Одним словом, новоселье — всегда веселый, хоть и непростой праздник. Желаем всем «добра в хату». А если ее пока еще нет — то и скорейшего заселения.

Новости по теме:
Места:
МаховоМогилев
Поделиться:

Популярное:
1009
915
901
788
685
567