Четверг, 29 июля
  • Погода
  • +17
  • EUR2,5224
  • USD3,9962
  • RUB (100)2,8423

Наш гений плаката, который празднует свой юбилей не в Беларуси. Владимиру Цеслеру — 70

Владимиру Цеслеру 30 апреля исполняется 70 лет. Этот юбилей художник и дизайнер отмечает не в Беларуси. Он покинул страну 21 августа по соображениям безопасности: Цеслер опубликовал на своей странице в соцсетях пост со свастикой, сравнив действия сегодняшней власти с действиями преступного нацистского режима. После этого друзья ему посоветовали «затаиться». TUT.BY вспоминает, чем еще известен Цеслер, кроме свежих работ о протесте.

Наш гений плаката, который празднует свой юбилей не в Беларуси. Владимиру Цеслеру — 70

Кто такой Цеслер

Владимир Цеслер родился в Слуцке в 1951 году. В детстве ходил в местную изостудию при Городском доме пионеров и школьников. Там его первым наставником стал Владимир Садин, который вырастил немало будущих художников.

В 1980-м Цеслер окончил отделение дизайна Академии искусств: в то время она еще называлась Белорусским государственном театрально-художественным институтом. Еще двумя годами ранее дизайнер стал работать с художником Сергеем Войченко, который тоже учился в Академии искусств — там они и познакомились.

Свою известность не только в Беларуси, но и в мире Цеслер в тандеме с Войченко получил в первую очередь благодаря плакатам. Они получили более 30 наград международных конкурсов и биеннале.

Особенно известен «Проект века. 12 из ХХ» Цеслера и Войченко. Дизайнеры представили стиль двенадцати самых значимых художников XX века в виде яиц. С 1999 по 2000 год проект экспонировался в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Кроме этого, яйца побывали и на Венецианской биеннале в 2005 году.

Наш гений плаката, который празднует свой юбилей не в Беларуси. Владимиру Цеслеру — 70

Наш гений плаката, который празднует свой юбилей не в Беларуси. Владимиру Цеслеру — 70

Фото с выставки «Десять веков искусства Беларуси»

Сергей Войченко умер в 2004 году, с тех пор Цеслер работает один, но за студией закрепилось название тандема — «Цеслер & Войченко».

Сейчас Цеслер работает и как живописец, график, скульптор, оформляет книги и рекламу, занимается промышленным дизайном, художественными акциями. По мотивам его работ «Белпочта» выпускала марки в 2003 году.

Яркие работы художника: скала президентов, рефлексия над коронавирусом, протестный плакат

Долгую актуальность работ Цеслера можно оценить по его совместной с Сергеем Войченко и Андреем Шелютто работе «Гласность». Она был создана в 1988 году.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Vladimir Tsesler (@vovatsesler)

Причудливую мебель от Цеслера вы могли видеть на выставках в Беларуси — одна из них проходила в 2012 году в Гродно.

Наш гений плаката, который празднует свой юбилей не в Беларуси. Владимиру Цеслеру — 70
В 2018 году Цеслер иронизировал над использованием допинга на Олимпиаде.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Vladimir Tsesler (@vovatsesler)

Одной из вирусных работ художника в соцсетях стала известная скала президентов белорусского разлива. Она была опубликована в 2019 году.

Наш гений плаката, который празднует свой юбилей не в Беларуси. Владимиру Цеслеру — 70

Изображение: instagram.com/vovatsesler

В начале пандемии, весной 2020 года, Цеслер создал работу о «Пасхе на удаленке». И, кажется, она все еще в тему.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Vladimir Tsesler (@vovatsesler)

Дизайнер также делает плакаты для театральных афиш, которые вы точно видели. Одна из последних — «Тутэйшыя» от купаловцев.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Vladimir Tsesler (@vovatsesler)

После выборов 2020 года Цеслер стал публиковать много работ на злободневную тематику. Например, после допроса Светланы Алексиевич в Следственном комитете дизайнер обыграл памятные таблички минских зданий.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Vladimir Tsesler (@vovatsesler)

В своих работах Цеслер отразил и реакцию на смерть Романа Бондаренко.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Vladimir Tsesler (@vovatsesler)

Художник рефлексировал также на тему того, что бело-красно-белый флаг негласно стал запрещенным в Беларуси.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Vladimir Tsesler (@vovatsesler)

Избранные цитаты: «Как гражданин своей страны я не могу молчать»

В 2014 году Цеслер говорил в интервью TUT.BY, что без национальной идеи в государственной символике не обойтись: «Пока флаг и герб не будут вдохновлять население, не получат воплощения в повседневной жизни, поиск будет продолжаться. И в нем обязательно должны принимать участие этнографы и историки».

Цеслер убежден, что Беларусь непременно изменит свое лицо, однако не стоит зацикливаться на орнаменте или «Погоне»: «Нам нужно найти что-то свое».

Журналу «Большой» в 2017 году Цеслер объяснял, что не гордится своими работами:

— Если художник будет гордиться тем, что сделал, то он какой-то шизик. Работы должны нравиться только тогда, когда их делаешь. Когда закончил — все, оставь в покое. Все время думать о них — можно сойти с ума, надо разряжаться. Художник — это же такая субстанция энергетическая, он должен выплескивать энергию. А если не разгружать мозги, можно, наверное, рехнуться.

Наш гений плаката, который празднует свой юбилей не в Беларуси. Владимиру Цеслеру — 70

Фото: photo.bymedia.net

В том же интервью Цеслер высказывался заодно о столичной застройке:

— В Минске не хватает города: городские признаки не проявляются, а уходят. Например, как можно было бахнуть такой микрорайон, как Каменная Горка? Хотя он считается успешным. Или в конце проспекта Победителей настроили китайских кварталов, которые закрывают красивые места. Что вам, пустырей мало? С другой стороны, художники могут рычать, но живут-то в городе не только они, другим людям, возможно, это нравится. Но Минск, считаю, по образу, по состоянию из столицы превратился в областной центр. Все размыто в старой части — так успешно лупят, ломают, доламывают.

В 2018 году Цеслер поделился мыслями с журналом office life, почему он кажется скромным человеком:

— Художник, когда до чего-то дорастет, уже очень хорошо знает, чего от себя ожидать. И всегда есть люди, которые будут тебя хвалить или ругать. У художника должен быть иммунитет к критике и хвальбе. Потому что ругают и хвалят ведь не за что-то. На самом деле никто тебя не ругает, основательно разложив по полочкам. А делают это, просто чтобы гадость сказать… Когда ты с этим поладишь внутри, тебе уже все равно, что о тебе скажут. Вот, например, есть человек, гениальный своей акварелью. Но акварель — она тихая такая. А меня, наверное, из-за каких-то скандальчиков больше знают. Встретил недавно в бильярдной одного мальчика — он подошел ко мне и спросил: «А это правда, что вы делаете брошки с ругательными словами?» Это известность…

— Как гражданин своей страны я не могу молчать. Свое отношение к происходящему в Беларуси я выражаю через творчество, в художественных образах, в своих картинах и плакатах, — высказывался Цеслер в декабре 2020 года.

А о своей жизни в эмиграции художник рассказывал в интервью Deutsche Welle:

— Ничем [не отличается обычный день от жизни в Минске]. Встал, подошел к компьютеру и работаешь. Только скучаю сильно по всему. Но я понимаю, что изменений, видимо, не будет. Я уже в них не верю. Придется, наверное, подстраиваться под другую жизнь. Это раньше я думал, что через две недели все закончится. Сейчас я понял, что он (Александр Лукашенко. — Прим. DW) никогда не уйдет. «Делайте что хотите, только дайте порулить». А многие думают: «Может, так и надо?».

 

 

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Новости по теме:
Персоналии:
Владимир Цеслер
Поделиться:

Популярное:
19738
5504
5362
3600
3153
2752
Scroll Up