Воскресенье, 20 июня
  • Погода
  • +26
  • EUR2,9964
  • USD2,5153
  • RUB (100)3,485

WikiLeaks: США несколько лет тайно финансировали сирийскую оппозицию

Госдепартамент США в течение нескольких последних лет тайно финансировал сирийскую политическую оппозицию и смежные проекты, в том числе спутниковый телеканал Barada TV, транслирующий антиправительственную пропаганду – об этом свидетельствуют депеши американских дипломатов, обнародованные скандальным сайтом WikiLeaks, пишет The Washington Post.

WikiLeaks: США несколько лет тайно финансировали сирийскую оппозицию

 Канал Barada TV со штаб-квартирой в Лондоне начал вещание в апреле 2009 года, поясняет журналист американской газеты. "Barada TV тесно аффилирован с Movement for Justice and Development — лондонской сетью сирийских изгнанников. Секретные депеши американских дипломатов свидетельствуют, что с 2006 года Госдепартамент передал этой организации до 6 млн долларов для финансирования спутникового канала и другой деятельности на территории Сирии", — говорится в публикации, пишет newsru.

 Депеши "демонстрируют, что в 2009 году сотрудники посольства США в Дамаске забеспокоились, узнав, что сирийские спецслужбы наводят справки об американских программах. Некоторые дипломаты рекомендовали пересмотреть роль Госдепартамента, уверяя, что она чревата риском для сближения администрации Обамы с Дамаском", говорится в статье, которую цитирует сайт InoPressa.ru.

 Американские деньги потекли к сирийским оппозиционерам при администрации Джорджа Буша — младшего после того, как в 2005 году он фактически заморозил дипломатические отношения с Дамаском, отмечает издание. "При Обаме финансовая поддержка продолжалась, даже когда его администрация старалась восстановить отношения с сирийским президентом Асадом", — пишет газета.

 Сирийские власти, "несомненно, сочтут, что передача американских денег нелегальным политическим организациям равносильна поддержке смены режима", — сказано в депеше из Дамаска от апреля 2009 года. "Пересмотр ныне спонсируемых США программ по поддержке анти(правительственных) фракций в Сирии и за ее пределами может оказаться плодотворным", — говорится в документе.

 "Неясно, продолжает ли Госдепартамент финансировать сирийские оппозиционные организации, но, судя по депешам, деньги на эти цели были отложены как минимум до сентября 2010 года",
— пишет американское издание. Напомним, Сирия с середины марта охвачена антиправительственными акциями протеста против правящего режима, жертвами которых стали десятки людей.

Госдеп уточняет, кого финансировал Вашингтон

 Госдепартамент США не поддерживает политические партии и движения, заявила заместитель младшего госсекретаря Тамара Уиттес. "Мы поддерживаем комплекс принципов. В Сирии и других странах много организаций, которые добиваются перемен от своих правительств. Эти цели мы разделяем и будем их поддерживать", — разъяснила она.

 В феврале 2006 года, когда отношения с Дамаском ухудшились до предела, администрация Буша предложила гранты общей суммой 5 млн долларов на "ускорение работы реформаторов в Сирии". Но, согласно депеше посольства США от 2006 года, диссиденты в Сирии испугались брать деньги, опасаясь, что их казнят за государственную измену, продолжает The Washington Post.

 Примерно тогда же сирийские политэмигранты в Европе основали Movement for Justice and Development, открыто ратующее за свержение президента Башара Асада. "В депешах американских дипломатов лидеры движения характеризуются как "либеральные, умеренные исламисты", бывшие члены движения "Братья-мусульмане", — говорится в статье. Люди, близкие к этой организации и телеканалу Barada TV, отрицают, что берут деньги у администрации США, отмечается в публикации.

 "Несколько депеш из посольства США в Дамаске свидетельствуют, что сирийские эмигранты получали средства от программы Госдепартамента "Инициатива Ближневосточного партнерства" через НКО Democracy Council (Лос-Анджелес)"
, — пишет газета.

 "Согласно депеше из посольства США в Дамаске от апреля 2009 года, Democracy Council получил от Госдепартамента 6,3 млн долларов на осуществление программы "Инициатива укрепления гражданского общества", касавшейся Сирии. Программа описывается как "отдельные совместные усилия Democracy Council и местных партнеров" для разработки, в том числе, "нескольких концепций вещания". Из других депеш ясно, что одной из этих концепций было Barada TV", — говорится в статье.

 По словам пресс-секретаря Госдепа Эдгара Васкеса, Middle East Partnership Initiative с 2005 года выделила 7,5 млн долларов на сирийские программы. Однако, согласно одной из депеш посольства США в Дамаске, в целом с 2005 по 2010 год было выделено намного больше: около 12 млн долларов.

 "В депешах сообщается, что американские дипломаты постоянно опасались, что сотрудники сирийских спецслужб "выследили" поступление средств из Вашингтона"
, — отмечает газета. В депешах содержатся и предостережения, что сирийские власти могут использовать эти сведения, чтобы расставить ловушку активистам демократического движения, пишет автор статьи.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Новости по теме:
Места:
СирияСША
Поделиться:


Популярное:
3900
2765
2677
2071
2009
1792
Scroll Up