Батюшки и матушки в школе. Нормально ли это в светском государстве?

  • 14 марта 2019, 11:32
  • 346
  • 0



Сотрудничество учреждений образования с церковью, ее практическое влияние на общественные процессы в разных сферах заставляет говорить о клерикализации Беларуси. С таким положением вещей многие в нашей стране не согласны.

Почему батюшка с матушкой приходят в лицей как на работу?

На сайте Petitions.by собирают подписи под петицией против клерикализации образования.

В петиции приводится пример (лишь один из множества) — 18-22 февраля занятия со школьниками Новогрудка провели клирики православного храма святых мучеников Бориса и Глеба и их супруги.

В Новогрудском сельскохозяйственном лицее и 10-м классе СШ № 3 «настоятель храма протоиерей Николай Косяк и матушка Наталия на классном часе беседовали в преддверии Дня защитника Отечества со студентами и старшеклассниками о мужестве и патриотизме, а также о духовных причинах столбцовской трагедии».


Авторы петиции считают, что «подобного рода "занятия" грубейшим образом нарушают закон Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях" от 17 декабря 1992 г. № 2054-XІІ. В частности, в статье 9 данного закона указано: "Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии"».

Также авторы петиции задаются вопросом — неужели работники сферы образования не могли самостоятельно провести с учащимися беседы о патриотизме и причинах трагедии, произошедшей в Столбцах.

«Проведение подобного рода мероприятий, по нашему мнению, также нарушает статью 31 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии», — говорится в петиции.

В связи с этим авторы требуют проверить законность проведения описанных занятий в вышеуказанных учреждениях образования церковными служителями.

Между тем существует соглашение между Министерством образования и Православной церковью. Именно этот документ и позволяет организовывать встречи детей с представителями церкви в государственных школах и других учреждениях образования, несмотря на то, что церковь в нашей стране отделена от государства.

«Мы одинаково открыты и для католиков, и для православных»

В Новогрудском сельскохозяйственном профессиональном лицее встречи с настоятелем собора святых мучеников Бориса и Глеба иереем Николаем Косяком проходят еженедельно, рассказала Naviny.by директор лицея Эльвира Сороко.

Она отметила, что у лицея и прихода есть программа, на основе которой и осуществляется сотрудничество. Среди тем, которые обсуждались, директор лицея припомнила беседы о компьютерной зависимости, о спорности красоты татуировок на теле, о нравственных вопросах в целом.

«Хочу подчеркнуть, — сказала директор, — дети приходят на встречи без принуждения и с согласия их законных представителей. Встречи проходят вне расписания уроков и не во время классных часов (хотя на сайте eparhia.by указано, что плановое занятие проходило аккурат во время классного часа. — ред.) То, что они добровольные, показывает их малочисленность. Иногда на них собирается 20 человек из 190 учащихся. Некоторые приходят, но не остаются. Всегда на встречах присутствует кто-то из преподавателей».

На вопрос Naviny.by, какое образование у супруги православного священника, Натальи Косяк, которая также приходит в лицей на встречи с молодежью, Эльвира Сороко сказала, что не знает. Однако высказала мнение, что матушка Наталия — многодетная мать, и девочкам, которые учатся в лицее, общение с ней может быть полезным: «Есть вопросы, на которые девочки могут получить ответы именно от нее».


В основном матушка ведет беседы в рамках программы о нравственности, сказала директор, отметив, что женщина приходит в лицей на встречи не каждую неделю.

Эльвира Сороко отметила, что среди учащихся есть католики, поэтому и представители костела приходят на встречи с детьми, иногда проводят совместные мероприятия вместе с православным священником.

Говоря о сотрудничестве с костелом, директор сказала, что оно проводится не на постоянной основе, однако припомнила, что представители костела организовывали в лицее концерт, а также дарили детям, которые остались без опеки родителей (таких в лицее 20 человек), продовольственные наборы.

«Мы одинаково открыты и для католиков, и для православных», — подчеркнула директор лицея.

Желание церкви нести свою идеологию в учреждения образования вполне понятно, отметил в комментарии для Naviny.by аналитик BISS Вадим Можейко.

«Однако, во-первых, если в школы приходят православные священники, такая возможность должна быть и у ксендзов, и у раввинов, и у представителей других религий. Во-вторых, идеи, с которыми священники приходят в школу, должны быть сбалансированы, дети должны понимать, что взгляд на устройство мира у православных, буддистов и атеистов отличается».

Суть такого знания не только в самом знании, но и в обучении толерантности, принятии иной точки зрения, подчеркнул эксперт.

Философ и писатель Валентин Акудович категорически убежден, что образование не является той сферой деятельности, которая каким-то образом касается церкви.

«Мне очень не нравится, что священники приходят в школу. Пусть они проводят праздники, венчают и крестят, но не проповедуют в школе», — сказал Акудович в комментарии для Naviny.by.

Священная война за традиционные ценности, против абортов и ЭКО

Надо сказать, что церковники не ограничивают стремление влиять на общественные процессы посещением учреждений образования.

Представители православной и католической церквей внесли свой вклад в то, что в Беларуси не был принят закон о противодействии домашнему насилию. Они выступили резко против разработанной МВД концепции проекта закона.

Представители организаций, входящих в Координационный совет общественных просемейных сил Беларуси, организовали сбор подписей против принятия концепции и убедили главу государства в том, что такой закон не нужен, так как «эта концепция атакует традиционные семейные ценности и глубоко противоречит национальным, культурным, а также духовным традициям белорусского народа».

Не менее категорически представители православной и католической церквей выступают за запрет абортов в Беларуси.

Но пока Минздрав не уступает, исходя из того, что аборт в нашей стране не является методом регуляции рождаемости, количество прерываний беременности невысокое, а любое запрещение абортов ведет к их криминализации, что чревато различными осложнениями вплоть до летальных исходов.

Против ЭКО выступает Римско-католический костел. Митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич в открытом письме на сайте Костела приводит ряд псевдонаучных и опровергаемых медициной доводов против применения процедуры, а также утверждает, что существуют исследования, свидетельствующие, что родителям тяжело наладить нормальные отношения с ребенком, зачатым в пробирке.

Православная церковь не против ЭКО как такового, однако настаивает на проведении процедуры только в традиционных семьях.

В каждой церкви упоминают власть

То, что представители крупных религиозных конфессий высказывают свою точку зрения по различным общественно важным поводам, естественно. Но смущает, что церковная идеология тихой сапой пытается стать частью государственной политики.

Валентин Акудович считает, что в Беларуси с подачи властей православная церковь уже превратилась в политический институт. Взаимовыгода очевидна, отмечает эксперт: «В каждой церкви упоминают власть и хвалят ее представителей, помогая оставаться президенту на своем посту вот уже почти 25 лет».

И за это, говорит Акудович, «власть платит особым отношением и материально».

«Исходя из опыта тысячелетий, церковь должны содержать прихожане, меценаты. Есть много услуг, которые там оказывают платно — свечки продают, отпевают и крестят. Однако все это никак не должно касаться государства. Мы зарабатываем деньги для содержания власти, но нас не спрашивают, помогать церкви или нет», — сказал Акудович.

При этом собеседник Naviny.by считает, что говорить о глобальной клерикализации Беларуси не приходится, потому что «сакральные институты — Церковь и Костел — со страшной силой теряют верующих, их роль становится все менее значимой».

«У нас на большие праздники — Пасху, Рождество, в церкви приходит все меньше верующих, согласно, например, статистике милиции. Да, освятить окрашенные яйца стоят очереди, но по-настоящему воцерковленных людей очень мало. Я боюсь, что у церкви короткая перспектива. И я сожалею об этом, потому что весь этот мир был создан религиозным человеком, а что придет этому на замену, я не знаю. Есть, правда, вероятность, что в церковь стали ходить реже не потому, что потеряли веру в бога, а потому, что нет доверия к церкви как институту. Вера же нужна — человек боится смерти», — заключил Акудович.

«Это адвокатирование»

Аналитик BISS Вадим Можейко отметил, что само по себе влияние религиозных организаций на общественные процессы нормально: «Это адвокатирование, этим занимаются любые организации, не только религиозные. Другое дело, насколько открыто проходит адвокатирование и насколько организации имеют равные возможности донести свою точку зрения».

По мнению Можейко, деятельное участие религиозных организаций в жизни общества не противоречит принципу светскости белорусского государства. Но при условии, что сохраняется «здравый баланс в представлении разных точек зрения в разных общественных сферах»:

«Например, в случае разработки закона о противодействии домашнему насилию необходимо было учитывать точку зрения как феминистских организаций, так и позицию церкви. У любой общественной группы есть право высказывать свою точку зрения по тем или иным вопросам. И эти позиции могут очень сильно расходиться. Если мы хотим жить в демократичном обществе, стоит принять то, что взгляды у различных людей и общественных групп могут быть разными. Само по себе активное высказывание взглядов — право каждого, в том числе религиозных организаций».

Государственные институты в целом склонны к сохранению консервативного традиционного уклада в стране и пытаются найти надежных союзников, подчеркнул Можейко. В их понимании церковь — это тот институт, который способствует сохранению согласия, спокойствия в обществе. Поэтому власти и стараются взаимодействовать с представителями наиболее распространенных конфессий, отметил Можейко.


Елена Спасюк, Naviny.by

Мы создали канал в Телеграме для того, чтобы быстро рассказывать вам новости → https://t.me/mogilevonline



Комментарии правила




Самое обсуждаемое



Новости партнеров

Загрузка...




Самое читаемое